Охота на “Скат”


23 ноября самарский арбитраж рассмотрел иск Самарского агентства интеллектуальной собственности (САИС) к телерадиокомпании “Скат”. Агентство считает, что телекомпания в своем названии использует товарный знак “Скат”, права на который принадлежат САИСу. Истец требует компенсации в 5 млн руб. Как рассказала “Ведомостям” начальник юридического отдела “Ската” Анна Кистанова, свой фирменный знак (название и логотип) телекомпания разработала еще в 1995 г., но не зарегистрировала его. По ее данным, САИС в декабре 2004 г. получило свидетельство о регистрации логотипа “Скат”, разработанного телекомпанией. Кистанова сообщила, что после этого агентство предложило “Скату” купить брэнд. Когда руководство “Ската” отказалось от покупки, САИС подало иск в арбитраж о незаконном использовании зарегистрированного брэнда с требованием выплатить агентству 5 млн руб..

Директор САИСа Николай Волчанский рассказал “Ведомостям”, что его агентство приобрело права на регистрацию товарного знака “Скат” в 2003 г. у компании “Финтранссервис”, которая, по его словам, впоследствии прекратила существование. Он подтвердил факт переговоров с телекомпанией о продаже товарного знака. Представители “Ската” добивались отклонения иска, суд решил отложить дело до нового рассмотрения 30 ноября. Как выяснилось, в октябре 2005 г. Палата по патентным спорам Роспатента отменила регистрацию товарного знака на имя САИСа, но агентство обжаловало это решение в арбитражном суде Москвы.

Судебный спор вокруг прав на торговые марки и брэнды, в которых фигурирует “Финтранссервис”, уже не первый раз. В 2003 г. “Финтранссервис” подавала в Роспатент заявки на регистрацию фирменной символики сотового оператора СМАРТС, ликероводочного комбината “Родник” и кондитерского объединения “Россия”, а потом требовала выкупить права на знак и логотип. В СМАРТСе от такой сделки тогда отказались и подали в суд три иска к “Финтранссервису” – о защите фирменного наименования, прав собственности и авторских прав. Параллельно СМАРТС подал в Роспатент свою заявку на регистрацию товарного знака, и она была удовлетворена. Судебных разбирательств по поводу действий “Финтранссервиса” у других компаний в Самаре не было.

Эксперты считают, что у САИСа нет шансов выиграть спор. По мнению директора самарского филиала юридической фирмы “Городисский и партнеры” Галины Скребковой, товарный знак “Ската” хорошо известен и его регистрация телекомпанией – вопрос времени. Она отметила, что в законе о товарных знаках есть норма, согласно которой действия, связанные с регистрацией товарного знака, могут быть признаны актом недобросовестной конкуренции, и в этом случае такая регистрация будет аннулирована.

Директор Intellectual Property Management Group.Ltd Ирина Морозова соглашается со Скребковой и отмечает, что на регистрации логотипов, используемых компаниями, некоторые аферисты пытаются делать бизнес. “Иногда посредниками в этом выступают патентные работники, к которым у владельцев российских брэндов уже сложилось настороженное отношение”, – считает Морозова.