Полярная иномарка


“Волга-Днепр” является единственным в России эксплуатантом грузовых Boeing 747, хотя приобретенные ранее три машины были подержанные. Другой крупный грузоперевозчик – “Аэрофлот”, работающий на маршруте Европа – Азия, не имеет Boeing 747. В его парке самолеты DC (Douglas, двигатель Pratt & Whitney) и 11 отечественных грузовых Ил-76. Но с 1 апреля 2005 г. Ил-76 не могут летать в Европу по шумовым показателям. В “Аэрофлоте” отказались комментировать сделку “Волга-Днепра”.

Как сообщил “Ведомостям” вице-президент группы “Волга-Днепр”, исполнительный директор AirBridge Cargo Стэнли Рейт, заказанные в ноябре два новых грузовых самолета Boeing 747-400 ERF будут поставлены AirBridge Cargo в октябре 2007 г. и феврале 2008 г. Стоимость сделки не разглашается, но, согласно каталогу Boeing, цена одного такого лайнера составляет $209,5–236 млн. Рейт также отметил, что сделка находится на финальной стадии по финансированию. По словам управляющего директора AirBridge Cargo Дениса Ильина, самолеты приобретаются в лизинг и компания будет выплачивать стоимость новых самолетов в течение 15 лет, стартовые затраты понесет из собственных и заемных средств нескольких банков. Окончательно финансовая схема будет утверждена в середине декабря. Ильин говорит, что по бизнес-плану самолеты начнут приносить прибыль примерно через два года работы. Источник, знакомый с ходом переговоров, сообщил “Ведомостям”, что в сделке участвует давний партнер Boeing – компания GECAS, оказывающая финансовые и иные услуги авиакомпаниям всего мира. Представитель GECAS в Москве подтвердить или опровергнуть участие в сделке отказался.

Рейт объяснил покупку лайнеров этой модели несколькими причинами: их топливная эффективность более чем на 20% выше, чем у имеющихся самолетов “Волга-Днепра”, они значительно дешевле в содержании и не имеют ограничений в использовании. Машины будут оборудованы двигателями General Electric CF6-80C2B5F. Но самое важное, по словам Рейта, – это увеличенная дальность полетов данной версии Boeing, в частности, позволяющая компании летать полярным маршрутом из Красноярска в Северную Америку без ограничения грузоподъемности. Рейт пояснил, что в отличие от АН-124 “Руслан”, созданного для сверхтяжелых и негабаритных грузов, Boeing 747 предназначен для перевозки грузов общего назначения, рынок которых и осваивает AirBridge Cargo.

Ильин подтвердил, что новые суда будут работать на трансарктической линии Красноярск – Северная Америка – Европа – Красноярск. По его словам, у компании есть предварительные договоренности с заказчиками и в течение 2006 г. они будут реализованы в контракты. Представители группы рассказали, что емкость мирового рынка чартерных грузоперевозок – $500 млн, около $300 млн из них – доля “Волга-Днепра”. С 2004 г. “Волга-Днепр” выполняет регулярные перевозки на линии Европа – Азия. “В прошлом году мы решили расширить свое присутствие на рынке регулярных перевозок самолетами с меньшей грузоподъемностью, емкость которого – миллиарды долларов”, – отметил источник в “Волга-Днепре”. Как рассказал Ильин, на линии Красноярск – Северная Америка – Европа – Красноярск AirBridge Cargo намерена совершать шесть перелетов в неделю. По его словам, конкуренции с западными перевозчиками на этой линии не предвидится: летать через полюс с эффективной загрузкой можно только из России.

Ильин затруднился оценить, насколько увеличатся обороты группы. Директор по маркетингу авиакомпании “Русское небо” Роман Баранов отмечает, что Boeing 747-400 выгоден, если обеспечить его загрузку и налет не менее 300 часов в месяц, – тогда машина окупится за 10–15 лет. Он считает, что с удорожанием горючего новые суда все выгоднее, чем старые: нагрузка на себестоимость от лизинговых платежей компенсируется экономией топлива.

Гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак считает стратегию AirBridge Cargo оправданной: приобретение подержанных Boeing на первом этапе проекта позволило свести к минимуму стартовые затраты, а теперь на уже обкатанные линии выводится “настоящий самолет”.