РЕСТОРАННАЯ ХРОНИКА: Слоновьи пассажи


В Новинском пассаже открылся ресторан британской сети Blue Elefant. Это 13-е по счету заведение под такой вывеской в мире. Кроме Лондона “Голубые слоны” имеются в Брюсселе, Париже, Копенгагене и Бангкоке. Фокус, с помощью которого Blue Elefant собирается покорять Москву, называется “королевской тайской кухней”, т. е. эпитет blue в данном случае указывает на благородство крови.

Королевское практически везде задает определенный масштаб, и Таиланд здесь не исключение. Лувр имеет такие размеры не потому, что семейство французских дофинов столь многочисленно, что не помещается в обычной парижской квартире, а потому, что размер здесь прямо указывает на место, которое занимает хозяин дворца во вселенной.

Blue Elefant, пожалуй, один из самых циклопических ресторанных проектов последних лет. Только за столиками здесь может уместиться человек двести. А если мерить категориями фуршета, то, наверное, в Москве и не наберется столько значимых людей, чтобы под завязку набить ими здешний фуршет.

Парадная мебель из ротанга тонет в натуральной тропической зелени. Несколько дюжин экзотических растений были специально привезены из Таиланда, высажены в кадках и довольно убедительно создают атмосферу азиатского юга. В сени деревьев плещется искусственная река, на волнах которой слегка покачивается лодка, груженная съедобным тайским разнотравьем. На все это с одобрением смотрят статуи Будды и разнокалиберные слоники. В общем, декорация сделана на славу, денег не пожалели.

Но это и понятно. Ведь торговать “королевской кухней” – не то что овощными блинчиками. Средний счет в “Слоне” – на уровне ста единиц условности, и, чтобы подмахивание такого чека было легкой и беззаботной операцией, надо создать соответствующий антураж. На одной кухне здесь не выедешь. Тем более что пока Blue Elefant, кажется, вопросами кухни совсем не озабочен. В мой визит, например, из колоссального меню, насчитывающего десятки позиций, в открытом доступе были только один суп, пара мясных блюд и несколько закусок. По официальной версии, для всего остального пока еще не налажена бесперебойная поставка продуктов из Таиланда. Я, разумеется, уважаю всякую щепетильность, но должен сказать, что монарший стол со столь куцым меню меня несколько подрасстроил. Впрочем, самое главное, ради чего я время от времени навещаю тайские рестораны, было на месте. Суп “Том ям” – этот гимн свободного разума, самое забронзовевшее из жидких блюд в мире, был подан перед мои очи и был, признаться, неплох. Я, правда, люблю менее парфюмерный его вариант – тот, где знаменитая кислинка достигается совокупными и равными усилиями лимонного сока и лемон-грасса, а не тот, где лемон-грасс тянет все одеяло на себя. Но при королевском дворе надо есть что дают и не пытаться навязывать свои плебейские вкусы.

Все остальное, съеденное мной в этот день: баранина с имбирем, курица с лимонной травой и проч., – не оставило по себе каких-то внятных воспоминаний. В “Тайском слоне” на Хорошевке и в “Ваан тай” на Новослободской подобные блюда готовят как минимум не хуже, не возводя при этом их родословие к тайским королям. Но на самом деле, конечно же, больше всего мне мешало то, что я ел, например, вынужденно заказанную курицу, которая была в доступе, а сам думал: какова же, интересно, утка с виноградом и ананасом, которой в доступе не было? Я жевал баранину, а изводил себя неведомым ароматом блюда “хомок талаи”, про которое в меню было сказано, что альянс из креветок, крабов, мидий и бог весть еще каких морских гадов совершенно преображает свою сущность под воздействием неведомого корешка крачайи. Но проверить это возможности не было – хомок талаи тоже не было в открытом доступе.

Но, с другой стороны, все на земле, в том числе и короли, всегда обещают гораздо больше, чем могут исполнить, но не исполняют даже возможного. И не исключено, что, попробуй я этот несчастный хомок талаи, – и это был бы самый паскудный гастрономический опыт в моей биографии. А так он остался для меня загадкой. А ведь именно на загадках и строятся королевская власть и королевская кухня.