Зарплата или производительность


С 2000 по 2004 г. производительность труда росла медленнее, чем зарплаты, но постепенно разрыв сокращался. По данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) в 2003 г. производительность труда выросла на 12,2%, а реальная зарплата – на 13,2%. В прошлом году разница получилась меньше – 10,5% и 12,9% соответственно. В этом году тенденция поменялась. По данным Минэкономразвития, в январе – сентябре этого года реальный рост зарплат составил 6,9%, а производительность увеличилась на 7,3%. Только в трех отраслях зарплаты по-прежнему росли быстрее – в нефтедобыче, химпроме и коммунальном хозяйстве. А заметно быстрее по сравнению с зарплатами производительность увеличилась в текстильной промышленности и машиностроении.

Работодателям приходилось опережающими темпами повышать расходы на фонд оплаты труда из-за дефицита рабочей силы, напоминает эксперт ЦМАКП Игорь Поляков. Численность безработных с каждым годом сокращается. По данным Госкомстата, в октябре их число снизилось до 5,6 млн человек (на 4,7% меньше, чем в 2004 г.). При этом высок процент людей, которые увольняются по собственному желанию, отмечает Поляков. В прошлом году 23% сотрудников крупных и средних предприятий поменяли работу по собственной инициативе. Особенно высоко их число в торговле (текучка кадров составила 40%), ЖКХ (35%), сельском хозяйстве и строительстве (30–35%).

Но быстрый рост зарплат по сравнению с производительностью негативно сказывался на конкурентоспособности, отмечает экономист ИБ “Траст” Евгений Надоршин. “Работодатель вынужден был больше платить сотрудникам за счет своей прибыли”, – говорит он. Из-за роста издержек российским компаниям труднее было конкурировать как на внешних рынках, так и с импортом, согласен главный экономист Объединенной финансовой группы Ярослав Лисоволик. Кроме того, инвесторы менее охотно размещали производство в России, добавляет Поляков.

Главная причина изменения этой вредной тенденции в том, что из-за укрепления рубля издержки российских компаний растут и без увеличения зарплат, уверен Лисоволик. За январь – октябрь рубль подорожал к доллару на 9,3%. “Каким-то образом они вынуждены сокращать затраты – например, за счет сдерживания роста зарплат”, – говорит экономист. Особенно это касается тех отраслей, которые конкурируют с импортом. Впрочем, в компаниях утверждают, что оплата труда напрямую зависит от производительности сотрудников. “У нас сама зарплата делится на фиксированную часть и премиальную, которая зависит от достигнутых производственных результатов, чтобы у сотрудников была мотивация лучше работать”, – говорит начальник отдела по связям с инвесторами “Лукойла” Геннадий Красовский. “Рост зарплат тесно увязан с ростом производства”, – утверждает замгендиректора “Трансмашхолдинга” Анатолий Мещеряков.

На росте производства увеличение производительности пока никак не отразилось. “Чтобы это подтолкнуло экономический рост, должно пройти некоторое время”, – считает Лисоволик. Впрочем, по итогам года рост реальной зарплаты опять обгонит рост производительности (8,3% против 7,2%), считают эксперты ЦМАКП.