Христенко позаботился об авиаторах


С начала года, по данным Boeing, самолеты его производства – 16 как новых, так и подержанных пассажирских лайнеров – заказали семь российских перевозчиков. У Airbus последняя крупная сделка – контракт на поставку семи новых А-321 “Аэрофлоту”. Начало поставок планируется на конец 2006 г., сумма сделки – $350 млн. И “Аэрофлот” уже объявил о намерении выпустить CLN на $50 млн для уплаты таможенных пошлин.

Сейчас ставка пошлины на иностранные самолеты составляет 20%. Авиаторы давно настаивают на ее снижении, мотивируя это необходимостью обновления парка. Чиновники наконец вняли этим просьбам. Как сообщили “Ведомостям” в пресс-службе Минпромэнерго, это ведомство 9 ноября предложило Минэкономразвития дифференцировать пошлины на импортные самолеты. Ведомство Виктора Христенко намерено обнулить таможенную пошлину на ввоз дальнемагистральных Boeing-747 и Airbus-380, а также на две широкофюзеляжные новинки – B-787 и A-350, продажи которых начнутся в 2008–2010 гг. Кроме того, Минпромэнерго предложило снизить до 12,5% таможенный сбор для самолетов вместимостью 200–300 пассажиров – B-757/767, А-300/310 и до 15% – для небольших региональных самолетов вместимостью до 100 пассажиров. Вместе с этими послаблениями Минпромэнерго настаивает на повышении до 30% пошлины для иномарок старше семи лет. Все изменения с пошлинами Минпромэнерго предлагает ввести в течение года после того, как Россия вступит в ВТО. Минэкономразвития должно дать свой ответ до 9 декабря, говорит представитель Минпромэнерго Иван Капитонов. И если ведомство Германа Грефа со всем согласится, то сам проект правительственного постановления может быть готов уже до конца года, заключает чиновник.

Иностранные производители довольны инициативой Минпромэнерго. “Пошлины не стимулировали развитие российского авиапрома и наносили вред авиакомпаниям, которые становились все менее конкурентоспособными”, – говорит представитель российского офиса Boeing Виктор Аношкин. Довольны и в “Аэрофлоте”. “Мы, конечно, выступали за полную отмену пошлин, чтобы на равных конкурировать с зарубежными авиакомпаниями, – замечает руководитель пресс-службы “Аэрофлота” Ирина Данненберг. – Но сам факт того, что правительство уже готово пойти нам навстречу, обнадеживает”. До конца года “Аэрофлот” планирует завершить тендер по выбору 22 новых дальнемагистральных самолетов – B-787 или A-350. Сумма сделки может превысить $2,5 млрд, так что только на таможенных пошлинах “Аэрофлот” сэкономит $500 млн.

Но другие перевозчики раскритиковали предложение Минпромэнерго. “В нем нет логики, среднемагистральные самолеты – это самый нужный сейчас продукт, аналогов которого нет и в ближайшее время не будет в России”, – возмущается гендиректор UTair Андрей Мартиросов. Авиакомпаний, которые сейчас могут массово закупать дорогие дальнемагистральные лайнеры, можно сосчитать по пальцам, добавляет он. Тем более что как раз в этом сегменте есть нормальный российский аналог – Ил-96. “А вот по среднемагистральным и небольшим региональным самолетам дефицит такой, что скоро все перевозчики рискуют оказаться в глубоком кризисе, – предрекает Мартиросов. – Пошлины на них нужно отменять все и сразу”.