Отбор инвесторов


Претендент на деньги инвестфонда должен пройти несколько ступеней отбора. Проект не может стоить меньше 5 млрд руб. Он должен быть направлен на социально-экономическое развитие России, создание “национальной инновационной системы” или обеспечивать “институциональные преобразования”. Получатель должен доказать, что без государственных денег реализовать проект невозможно.

Кроме того, проект должен отвечать показателям финансовой эффективности (он должен быть прибыльным), бюджетной (налоговые поступления превышают объем господдержки) и экономической (вклад в ВВП). Методика расчета этих показателей еще будет разработана Минэкономразвития, уточняет замдиректора департамента министерства Александр Устинов. “Возможны варианты, в том числе введение пороговых параметров или абсолютных значений эффективности”, – говорит он.

Возможны три варианта господдержки: софинансирование на договорных условиях, участие в капитале и госгарантии по кредитам.

Прежде чем подавать заявку, инвестор должен получить заключение инвестконсультанта. По требованиям, которые предъявляет к ним правительство, в список консультантов попадает всего несколько международных инвестбанков. Они обязаны иметь опыт работы на российском рынке не менее пяти лет, в течение последних двух лет иметь определенный рейтинг от Standard & Poor’s, Moody’s или Fitch и в последние семь лет консультировать по инвестпроектам на сумму не ниже $5 млрд. Оценка такого консультанта может занять несколько месяцев и будет стоить от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов долларов, отмечает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

Заявка на деньги из инвестфонда первым делом поступает в профильное министерство. Ее может подавать не только компания, в том числе иностранная, но и федеральные министерства, регионы и муниципалитеты. Если профильное ведомство дает положительное заключение, пакет документов направляется в комиссию при Минэкономразвития, куда войдут представители заинтересованных ведомств. Из проектов, отобранных ведомством Германа Грефа, самые достойные выберет правительственная комиссия, состоящая из руководителей ключевых министерств.

Такая процедура позволит отобрать инвестпроекты не раньше II квартала следующего года, полагает Николаев. “Несколько ступеней необходимы, поскольку деньги большие, и мы хотим получить дополнительные гарантии эффективности их использования”, – доказывает Устинов.

Завышенные требования приведут к тому, что деньги пойдут не на публичные проекты, нужные всем, а на те, что нужны конкретным бизнес-структурам, говорит Николаев. Например, реконструировать федеральную трассу Москва – Дон на деньги инвестфонда будет довольно сложно. Да и компании не захотят тратиться на такую дорогостоящую процедуру, если заранее не заручатся поддержкой чиновников. “Поэтому процедура отбора коррупционна и неконкурентна”, – считает Николаев.

Интересно, что эта процедура была нарушена с самого начала: одновременно с положением об инвестфонде Михаил Фрадков подписал распоряжение о строительстве в Петербурге “Западного скоростного диаметра”. Управляющий партнер компании “Вегас-Лекс” Альберт Еганян считает, что было “некорректно” подписывать распоряжение правительства еще до того, как петербургский проект прошел необходимые согласования.