ВТБ посетил магазины


В ВТБ предпочли не конкурировать с крупнейшими игроками рынка потребкредитования (банки “Русский стандарт” и “Хоум Кредит энд Финанс”), выбрав вариант экспресс-кредитов с помощью пластиковых карточек. “Этот бизнес менее затратный”, – говорит Бушева. А проведенная оценка спроса на данный продукт, по ее словам, показала, что в Москве и Московской области люди больше предпочитают именно кредитные карточки, которые принимают практически во всех торговых центрах.

Сразу после назначения на пост предправления “ВТБ – Розничные услуги” Михаил Задорнов говорил, что ритейловый проект ВТБ, созданный на базе Гута-банка, намерен выйти в лидеры рынка. В числе основных конкурентов Задорнов называл Сбербанк и Ситибанк.

На прошлой неделе первый зампред правления Сбербанка Алла Алешкина заявила, что банк не намерен активно развивать потребкредитование в магазинах – одно из самых популярных у банков направление ритейла. Первые три точки в магазинах для предоставления экспресс-кредитов Сбербанк открыл весной этого года. По словам Алешкиной, из 359 заемщиков 90 платили не вовремя.

ВТБ пример главного конкурента не пугает. Пилотный проект по экспресс-кредитованию с помощью карт Visa Instant Issue ВТБ запустил в октябре этого года. Сейчас “ВТБ – Розничные услуги” открыл три точки в торговых центрах. По словам зампреда правления “ВТБ – Розничные услуги” Ирины Бушевой, сейчас банк ведет переговоры об открытии еще пяти. “Пока это пилотный запуск – мы отстраиваем схему продаж, оцениваем риски, связанные с массовой выдачей кредитов, и т. д.”, – говорит Бушева. Если проект будет одобрен правлением в начале 2006 г., розничная “дочка” ВТБ намерена открыть еще около 200 точек продаж в Москве и регионах. Пока пилотный проект в банке оценивают как успешный.

“ВТБ – серьезный конкурент, у которого есть ресурсы, чтобы завоевать значительную долю этого рынка”, – говорит директор департамента розничного бизнеса Банка Москвы Роман Воробьев. Вместе с тем, по мнению Воробьева, важно, насколько высокотехнологичным будет процесс и как будет отлажена скоринговая система для выдачи экспресс-кредитов. “Кредитные карты еще не стали массовым продуктом – пока потребительский кредит в магазине на конкретный товар более понятен для граждан”, – отмечает директор по развитию продуктов блока “Розничный бизнес” Альфа-банка Дмитрий Ищенко.

По словам Бушевой, в “ВТБ – Розничные услуги” положительное решение по кредиту получает каждый четвертый обратившийся: “Для пилотного проекта это хороший объем продаж”. Воробьев уверен, что “уровень положительных решений должен быть выше – хотя бы с точки зрения издержек для банка”. Кроме того, по мнению Воробьева, высокий процент отказа может напугать потенциальных клиентов: “Как правило, люди, которым отказали один раз в кредите, больше не обращаются в этот банк даже за другими кредитными продуктами”. В Банке Москвы, по его словам, кредит получают от 40% до 50% обратившихся. В Альфа-банке, по словам Дмитрия Ищенко, более 50%.