На пороге бума


Андрей Патрушев, PR-менеджер Knight Frank, отмечает, что возросший товарооборот, организация сборочных производств, развитие города как торгового центра обострили дефицит в Новосибирске складских помещений высокого класса (А и В). С ним согласен директор сибирского филиала Tablogix Евгений Новиков: “Современные склады в городе можно пересчитать по пальцам, а спрос на них стабильно растет. Площади нашего терминала в 10 000 кв. м полностью загружены, и мы вынуждены отказывать новым клиентам”, – сетует он.

Новосибирск находится на пороге увеличения объемов строительства складской недвижимости, прогнозирует Патрушев. Он аргументирует свои прогнозы возрастающим значением города как самого крупного распределительного центра за Уралом и быстрой окупаемостью подобных проектов.

По данным специалиста по складской недвижимости компании Jones lang La Salle Алексея Гришко, многие компании заинтересованы в увеличении своего присутствия за Уралом. “Мы общаемся с крупными производителями, как российскими, так и зарубежными, подавляющее большинство из них заинтересовано в расширении бизнеса в Сибири. В числе сдерживающих факторов они называют отсутствие или недостаток современных складских комплексов”, – говорит Гришко.

Самым крупным проектом Новосибирска в сегменте класса А стал терминал “Сибирь” Национальной логистической компании, входящей в “РосЕвроГрупп”. Логистический парк “Сибирь” площадью 40 000 кв. м строится в районе аэропорта Толмачево, рядом с участком “Новосибирск – Омск” федеральной трассы “Байкал”, рассказывает директор отдела маркетинга НЛК Александр Федотов. Всего предусмотрено четыре очереди, каждая по 10 000 кв. м. Сейчас строится первая, и к началу будущего года, по словам Федотова, она будет закончена. В 2006–2007 гг. будут построены и остальные три очереди.

До сих пор НЛК работала в Новосибирске на арендованных площадях. Сейчас компания арендует склад класса В площадью 10 500 кв. м в Кировском районе Новосибирска. Склады такого класса пользуются высоким спросом, поэтому НЛК, по словам Федотова, планирует его сохранить.

“Мы бы продолжали арендовать складские помещения и дальше, но в Сибири просто нет подходящих помещений под аренду качественных складов”, – говорит менеджер НЛК. Объем инвестиций в собственный логистический терминал Федотов определить затруднился, но пояснил, что себестоимость строительства в Новосибирске приближается к московскому уровню, т. е. к $500–700 за 1 кв. м. НЛК планирует в будущем выступать в качестве логистического оператора, установив в терминале “Сибирь” такие же расценки, как в столице, т. е. $0,35–0,6 за паллето-место в сутки. Это первый проект компании по строительству собственного склада за пределами Московской области, говорит Федотов.

В течение 2006–2007 гг. удвоить объем управляемых складских площадей планирует и Tablogix, рассказывает Ольга Кривоногова, менеджер компании по рекламе и связям со СМИ. Приоритетным направлением Tablogix остается именно аренда, а не строительство собственных складов. “Строительство требует значительных инвестиций, а приобрести земельные участки в собственность непросто, – отмечает Кривоногова, – также следует учитывать высокие строительные и бюрократические риски”. Но возможностей для развития в этом направлении остается все меньше. “Долгое время мы пытаемся подобрать новые помещения, подходящие для работы, но безрезультатно. До сих пор мы предпочитали арендовать площади, однако боюсь, что новый терминал придется строить”, – сетует Новиков.

Tablogix открыла филиал в Новосибирске в 2002 г. За это время компания арендовала склады у “Новосибметалла”, ранее использовавшиеся для хранения металла, и сделала из них терминал класса В на 15 000 паллето-мест. По словам Новикова, суточная цена за паллето-место составляет $0,3–0,45. Вероятно, Tablogix сможет увеличить площади уже в ближайшее время.

Компания рассматривается в качестве основного претендента на управление складским терминалом в составе торгово-выставочного комплекса, который будет строиться на месте молочного завода “Альбумин”, сообщил гендиректор комбината Сергей Агамян. Молкомбинат в марте прекратил профильное производство из-за убытков, а в июле его купило “Новосибирскэнерго”. На месте “Альбумина” энергетики решили построить складской терминал площадью около 24 000–26 000 кв. м, а также торгово-выставочные помещения площадью 18 000 кв. м. Первая очередь комплекса – склад временного хранения площадью 2500 кв. м – откроется уже в декабре, рассказал Агамян. Весной 2006 г. откроется торгово-выставочный комплекс площадью 18 000 кв. м, в марте 2006 г. начнется строительство логистического комплекса класса А площадью 24 000 кв. м. По данным Агамяна, общие затраты на строительство составят около $24 млн.

“Сибирский грузовой терминал” в начале 2006 г. введет вторую очередь в 8000 кв. м своего логистического центра на 24 000 кв. м. Первая (9000 кв. м) была сдана в октябре 2004 г., а летом 2006 г. начнется строительство третьей – на 4000 кв. м. Директор компании Максим Жучков назвать общую стоимость проекта отказался, однако, по сведениям источника в компании, строительство обойдется в $8 млн. “Спрос на логистические услуги существенно превышает предложение. У нас вторая очередь, будучи недостроенной, уже расписана по клиентам до последнего сантиметра”, – отмечает он.