Рост выдыхается


К концу года темп роста экономики замедлился. По оценке Минэкономразвития, со снятыми сезонностью и календарным фактором ВВП в среднем за месяц прибавлял в I квартале 0,5%, во II – 0,8%, в III – 0,5%, а в октябре – всего 0,3%. Согласно ожиданиям участников консенсус-опроса “Ведомостей” (см. таблицу), в ноябре ситуация не переменилась.

Особенно удручающей выглядит динамика экспорта. Мировые сырьевые цены на подъеме (индекс цен на экспортируемые Россией товары вырос за январь – сентябрь, по оценке Минэкономразвития, на 31,3%), и денежная выручка экспортеров растет. Но в физическом выражении за то же время экспорт вырос всего на 3,4%, а в СНГ – упал на 4,9%. Экономист “Тройки Диалог” Антон Струченевский объясняет это ограниченностью производственных мощностей экспортеров и снижением инвестиций в нефтяном секторе на фоне увеличения налоговых платежей и перераспределения собственности.

“Ударного завершения года не получается, – констатирует экономист Челиндбанка Дмитрий Панов. – Даже 4%-ный промышленный рост за год уже кажется результатом, над которым надо еще работать”. “Голландская болезнь” прогрессирует, добавляет начальник аналитического отдела казначейства Внешторгбанка Николай Кащеев: “Все, что движет ВВП, – это отрасли, у которых либо нет, либо мало внешних конкурентов”. Рост реального эффективного курса рубля, по оценке экономиста Moscow Narodny Bank Дмитрия Федоткина, в этом году превысит 11%. Если в ноябре промпроизводство не упадет по сравнению с прошлогодним, “это будет весьма неплохой результат”, полагает Струченевский: в прошлом ноябре, по оценке Росстата, индустрия прибавила 12,5%.

Сильное снижение темпов роста индустрии – “разочарование года”, полагает экономист МДМ-банка Питер Уэстин, надеющийся, однако, что благодаря увеличению инвестиционного спроса в ближайшие месяцы начнет увереннее развиваться и промышленность. Опережающим темпом в этом году увеличиваются госинвестиции: по оценке Минэкономразвития, доля бюджетных денег в капитальных вложениях в январе – сентябре 2005 г. достигла 18,7% (год назад – 16,9%), причем две трети этого прироста пришлись на федеральный бюджет.

Потребление остается основным фактором роста экономики, добавляет экономист ОФГ Ярослав Лисоволик. Рост спроса подталкивается увеличением госрасходов и потребительских кредитов, соглашается Александр Морозов из HSBC Bank. “Идет активное перераспределение нефтедолларов через бюджет, и эта тенденция устойчива: в 2006 г. вместо обещанного повышения зарплат бюджетникам на 20% будет их рост на 28%”, – замечает Юлия Цепляева из ING Bank.

К концу года бюджет перестает служить эффективным средством стерилизации денег, констатирует Евгений Надоршин из “Траста”. Разница между объемом средств, полученным бюджетниками от Минфина и потраченным ими, достигла 524 млрд руб., и большая часть этих денег будет израсходована до конца года, подчеркивает Владимир Пантюшин из “Ренессанс Капитала”. Это позволит насытить ликвидностью денежный рынок (в последние дни банки активно занимают деньги у Центробанка), но сильно затруднит борьбу с инфляцией в начале 2006 г., подчеркивает экономист Raiffeisenbank Cтанислав Пономаренко.