Vodafone нашел себя в России


Как стало известно “Ведомостям”, Vodafone озаботился состоянием своей торговой марки в России и хочет оспорить в суде права на нее, зарегистрированные “Водафон Телеком”. Об этом “Ведомостям” рассказал руководитель подразделения по связям с общественностью Vodafone Group Бобби Лич. “Наше расследование показало, что “Водафон Телеком” не ведет работу и не предоставляет услуг под маркой Vodafone, – говорит Лич, – Следовательно, регистрация торговой марки была проведена недобросовестно”. По его словам, интересы Vodafone в этом деле представляет юридическая фирма Baker & McKenzie.

В фирме “Водафон Телеком” знают о претензиях телекоммуникационного гиганта. Об этом “Ведомостям” заявили гендиректор фирмы Алексей Боголепов и представляющий интересы “Водафон Телеком” в Роспатенте и в суде юрист Сергей Зуйков. По его словам, “Водафон Телеком” зарегистрировал торговую марку еще в 2001 г. А Боголепов уверяет, что у фирмы есть лицензия на предоставление телематических услуг и вскоре она начнет поставлять контент для мобильных телефонов – мелодии и картинки. Но комментировать текущую деятельность “Водафон Телеком” гендиректор отказался: “У нас пока все примитивно, проект находится на стадии расширения”. Боголепов уверяет, что раньше представители Vodafone к его компании не обращались.

Аналитика ACM-Consulting Антона Погребинского не удивляет, что Vodafone только сейчас отреагировал на регистрацию своей торговой марки на другую компанию. По его словам, в такой большой компании долго обрабатывается информация и принимаются решения по непрофильным рынкам. А в России у Vodafone пока нет никакого бизнеса, хотя прихода этой компании в стране ждут уже пару лет.

Слух о том, что Vodafone собирается купить контрольный пакет акций сотового оператора МТС, в январе 2004 г. настолько взбудоражил рынок, что капитализация МТС за неделю выросла на 15%. Впоследствии топ-менеджеры АФК “Система” (контролирующий акционер МТС) утверждали, что у них не было даже переговоров с Vodafone. Но уже в феврале гендиректор британской Vodafone Group Арун Сарин объявил на международной выставке, что его компания в ближайшем будущем намерена потратить на покупку сотовых операторов Восточной Европы и России не менее $18 млрд. Слухи возобновились, но никаких сделок с российскими активами так и не произошло. А прошлой осенью топ-менеджер Vodafone признался “Ведомостям”, что вопрос о приобретении активов в нашей стране снят с повестки дня, зато компания начала искать здесь партнера для организации внутресетевого роуминга. Правда, и это партнерство, насколько удалось выяснить “Ведомостям”, тоже не состоялось.

Вчера Бобби Лич еще раз подтвердил, что у Vodafone нет никаких планов по работе на российском рынке. Не слышали о подобных планах и опрошенные “Ведомостями” представители “Альфа Телекома”, “Системы Телеком”, “Вымпелкома” и “Телекоминвеста”. Но Vodafone видит себя глобальным оператором и ему потенциально интересны рынок России и СНГ, отмечает директор по связям с инвесторами МТС Андрей Брагинский. “Скорее это защита брэнда в глобальном масштабе”, – считает директор аналитического департамента Dresdner Kleinwort Wasserstein Юлий Матевосов.

Vodafone – не первая западная компания, столкнувшаяся с клонированием своей торговой марки в России. Но, как правило, компания обращает на это внимание, когда у нее появляется интерес к бизнесу в России. И тогда приходится либо судиться до последнего, либо откупаться. Так, издательскому дому Axel Springer AG пришлось судиться с компанией “Моспатент” за товарный знак Forbes, прежде чем начать издавать здесь одноименный журнал. Японскому концерну Kirin удалось отстоять свои права на одноименную марку собственного пива, поставляемого в Россию, которую в 1998 г. также зарегистрировал “Моспатент”. Самый свежий пример – крупнейшая в мире сеть кофеен Starbucks, которой, прежде чем начать бизнес в России, пришлось повоевать с ООО “Старбакс”. А вот Audi пришлось выкупить за $15 000–20 000 у юриста Сергея Зуйкова права на модель Diablo марки Lamborghini.