Цена мандата


“Раньше сам статус парламента был несопоставим с влиянием московского правительства, а парламент называли юридическим отделом мэрии, – вспоминает руководитель группы “Меркатор” политолог Дмитрий Орешкин. – Новый состав Мосгордумы покажет, какие элиты будут определять погоду в Москве в 2007–2008 гг., поэтому ажиотаж и ресурсы, брошенные на избирательную кампанию, несопоставимы с теми, какие были на кампании в 2001 г.”.

Главным источником дохода для “москвичей” являются бюджет и профильные программы, при разработке которых они имеют возможность заложить сумму, несколько выше предполагаемой правительством, объясняет близкий к московскому мэру политтехнолог. Столичный бюджет несопоставим с другими региональными. Последние годы с $13 млрд (в 2004 г.) он вырос до $18 млрд (на 2006 г.). “И это только сливки, ведь ВРП в прошлом году составил порядка $100 млрд. Такой клондайк несопоставим с доходами нефтеносного Ханты-Мансийска”, – уверен Орешкин.

Конечно, самые хлебные места у председателя думы, главы бюджетно-финансовой комиссии, руководителя фракции ЕР, перечисляет депутат Мосгордумы от “Родины” Виктор Волков. Они общаются с министрами и влияют на голосование. Лоббистские возможности депутатов не исчерпываются работой в парламенте: многие из них состоят в совместных с правительством комиссиях. В Мосгордуме их три, но влиятельных две – комиссия по нормативной базе земельных и имущественных правоотношений и комиссия по развитию градостроительства Москвы, говорит источник в мэрии.

Председатель московских “единороссов” Андрей Метельский объясняет влиятельность некоторых коллег их компетентностью и хорошими связями: “Тот же [председатель бюджетно-финансовой комиссии Игорь] Антонов всегда может обратиться к [руководителю Департамента финансов московского правительства Юрию] Коростылеву или [первому заммэра, курирующему комплекс экономической политики и развития, Юрию] Росляку за консультацией по любым бюджетным поправкам”.

Тем не менее влияние депутатов преувеличивать не следует, предупреждает один из высокопоставленных членов московского правительства. “Какой-то бизнес лоббирует увеличение цен на закупку. Представим, что депутаты приняли соответствующую поправку, заложив в нее потенциально многомиллионную долларовую сумму. Все равно поставщика товара определит Департамент продовольствия мэрии. Риск, что в эту группу поставщиков не попадет автор лоббистской поправки, велик. Зачем же ему ходить в два места?” – риторически вопрошает чиновник. Такую же точку зрения высказал представитель крупной строительной компании. А гендиректор компании игровых автоматов “Эра” Александр Фарафанов в Мосгордуму даже не заходил, но депутаты ему только навредили, приняв закон, по которому площадь всех московских залов должна быть не менее 80 м.

Скорее бизнесмены идут в Мосгордуму, чтобы сэкономить затраты на “крышевание”, повысить свой статус, полагает начальник аналитического управления консалтингового агентства “PRопаганда” Михаил Виноградов. Только в списке кандидатов от ЕР около десятка бизнесменов, среди которых владелец Горбушки и ОАО “Московский телезавод “Рубин” Александр Милявский, гендиректор ООО “Аудит и финансы” Игорь Протопопов. “Но вряд ли новая Дума по составу будет напоминать Совфед, где практически 80% бизнеса”, – прогнозирует политтехнолог.