Промедление ценой в $1,3 млрд


Проект Восточного нефтепровода, призванного соединить месторождения Восточной Сибири с Тихим океаном, “Транснефть” разработала несколько лет назад. Но начать строительство не удалось до сих пор. Маршрут Ангарск – Находка с ответвлением на китайский Дацин долго не мог пройти экологическую экспертизу. Но в конце прошлого года, после того как в ситуацию вмешался президент Владимир Путин, премьер-министр Михаил Фрадков подписал распоряжение о строительстве ВСТО. Приступить к строительству “Транснефть” рассчитывала в начале 2006 г. и уже отправила ТЭО на госэкологическую экспертизу. По оценке “Транснефти”, нефтепровод обойдется ей в $11,5 млрд, а на первый этап понадобится $6,6 млрд. Как финансировать трубу, “Транснефть” уже придумала. На первый этап она планирует занять за рубежом $6,6 млрд: $5 млрд – за счет выпуска еврооблигаций, $1,6 млрд – за счет банковских кредитов.

Однако результатов экспертизы пока еще нет. А тем временем проект успел серьезно подорожать. Вчера начальник отдела энергетической политики Минпромэнерго Владимир Саенко заявил, что оценка затрат на первый этап проекта повышена до $7,9 млрд из-за инфляции. Саенко, которого цитирует агентство Bloomberg, также добавил , что проект Восточного нефтепровода может столкнуться с проблемой дефицита гарантированных поставок нефти для транспортировки из-за высоких тарифов на транспортировку. В “Транснефти” об оценке Минпромэнерго ничего не было известно. “$6,6 млрд – оценка, сделанная “Транснефтью” еще в I квартале 2004 г., но с тех пор цены на оборудование, трубы повысились, как, впрочем, и уровень инфляции, – поясняет вице-президент монополии Сергей Григорьев. – Чем дольше ждут с решением строить трубу, тем дороже это будет”.

“Я не удивлен, что труба подорожала, оценка “Транснефти” изначально вызывала сомнения, – говорит директор Института энергетической политики Владимир Милов. – До сих пор непонятно, по какому маршруту она пойдет: рядом с Байкалом или севернее, что существенно дороже”. По мнению Милова, экономика этого проекта вызывает серьезные сомнения: нефть для этой трубы придется везти из Западной Сибири, что будет обходиться в $10 за баррель транспортных расходов только до Cковородина, подсчитал он. Восточная труба может жить только как дотационный проект.