НА ВОЗДУХЕ: Деревянная “клеенка” по-фински


Эталоном финского деревянного домостроения являлась церковь. В последнее время в строительной области страны наблюдается возврат к истокам. К примеру, компания YIT Construction Ltd, специализирующаяся на строительстве жилой недвижимости, параллельно с основным видом своей деятельности возводит офисы, дороги, мосты, концертные залы и… церкви.

Экологичный продукт

Дома и коттеджи из дерева не только отвечают глубинным чаяниям простых финнов, но и хороши с точки зрения экологии – в заботящейся о себе и своих потомках Европе этот вопрос выходит на передний план. “В условиях глобального потепления климата особое значение приобретают материалы, обладающие способностью впитывать и сохранять в себе углерод, – говорит Лори Палоярви, первый вице-президент по строительству корпорации Finnforest (корпорация входит в состав концерна Metsaliitto и представляет одно из главных направлений его коммерческой деятельности – производство, строительство, продажу и сервисное обслуживание деревянных домовладений). – Дерево в полной мере такими качествами обладает: 1 кубометр древесины содержит 2 т углерода. Его полная противоположность – бетон и металл: они не только не могут поглощать углерод, но и, более того, в процессе их производства сжигается много топлива и происходят гигантские выбросы в атмосферу этого вредного для экологии продукта”.

Finnforest предлагает строить из дерева не только жилые дома и коттеджи, но и объекты коммерческой недвижимости. В сентябре этого года компания переехала в первое и пока что единственное в Финляндии офисное здание из сборной клееной древесины, а до того момента Finnforest принимала активное участие в его строительстве.

Над проектом, получившим название Tapiola, финские проектировщики и строители работали три года, собственно строительство заняло 15 месяцев. В результате сейчас над землей возвышаются четыре этажа из деревянных конструкций, изготовленных промышленным способом и собранных на месте по принципу детского конструктора “Лего”, под землей есть еще один этаж – подвальный, с бетонным фундаментом и парковкой на 250 машино-мест. Площадь здания – более 13 000 кв. м, общая стоимость проекта составила 25 млн евро, которые распределились следующим образом: 20 млн ушло на здание, за 5 млн был куплен земельный участок.

Столь высокие для недвижимости страны цены объясняются тем, что объект был возведен не так далеко от Хельсинки: традиционно земли и дома в столичном регионе стоят дороже. Если средняя стоимость 1 га финской земли под застройку составляет примерно 30 000 евро, то в Хельсинки и его окрестностях за земельный участок такого же размера могут запросить и 50 000, и 70 000, и даже 100 000 евро.

По словам Лори Палоярви, данное здание уже признано самым высоким в Европе офисом из деревянных конструкций. Хотя номинаций могло быть еще больше – никаких известных аналогов Tapiola в области европейской коммерческой недвижимости нет. Finnforest, заработавшая на Tapiola 7 млн евро (корпорация предоставила для строительства готовую продукцию, была застройщиком и одновременно заказчиком), пропагандирует его как амбициозный пилотный проект коммерческой недвижимости из деревянных конструкций и надеется на повторение успеха.

Очевидно, что не последнюю роль в появлении подобных объектов играет и финское правительство. Оно не только ежегодно рекомендует муниципалитетам выделять большие земельные участки под малоэтажное строительство или коттеджи, но и частично финансирует наиболее “экспериментальные” проекты деревянного домостроения. Обычно средства вкладываются в подведение необходимых коммуникаций и создание соответствующей инфраструктуры.

Государственная финансовая помощь может доходить до нескольких миллионов евро. Суммы, конечно, не такие большие, но зато выделяются регулярно, каждый год. Еще одно направление правительственной поддержки – унификация госстандартов деревянного строительства, значительно облегчающая работу застройщикам.

Кому нужна клееная древесина

Еще один “демонстрационный” объект Finnforest – жилой район деревянной малоэтажной застройки Friisilan. Это небольшой квартал из нескольких коттеджей, опять-таки собранных из клееной древесины. По цене от 2900 евро за 1 кв. м здесь на продажу предлагались либо индивидуальные коттеджи, либо дома на две семьи, средняя площадь каждого составляет от 100 до 180 кв. м.

“Себестоимость строительства коттеджей из клееной древесины примерно такая же, как при использовании бетона и других строительных материалов, в данном случае она составила примерно 2000 евро за 1 кв. м, – уточняет Лори Палоярви. – Но важную роль играют экологическая составляющая и внешняя привлекательность. К тому же, к примеру, когда возводишь здания из кирпича, обязательно нужны хорошие каменщики, а собрать дом из готовых деревянных модулей гораздо проще и дешевле. В результате мы выигрываем в конкурентной борьбе”.

Годовой оборот корпорации Finnforest превышает 10 млрд евро, и в первую очередь его продукция используется при малоэтажном строительстве. Половина ее предназначается для жилого строительства. Интересно, что по финским понятиям многоэтажный дом – не обязательно высотка. Более того, это даже не среднее по высоте здание. И, разумеется, оно не слишком “вытянуто” в ширину. По словам Хану Лайтила, президента компании Eagle Group International, “если люди в нашем доме живут друг над другом, значит, они живут в многоэтажном доме, неважно, что он может состоять всего лишь из двух этажей”.

Объективно древесина – наиболее востребованный строительный материал в скандинавских странах. Доля деревянной малоэтажной застройки составляет здесь 80%, и именно скандинавские страны – основные потребители продукции Finnforest.

В самой Финляндии дерево используется в каркасных конструкциях 41% всех строящихся зданий, в два раза реже для этих целей применяется металл, а доля бетона составляет менее 30%. Для облицовки фасадов древесина

используется еще чаще В 2004 г. ее доля чуть-чуть недотянула до 50% и в настоящее время имеет тенденцию к устойчивому росту.

Хотя всего лишь 10% того, что производит корпорация Finnforest, продается на внутреннем рынке, экспорта в Россию практически нет. Но, по словам Лори Палоярви, они подумывают об открытии своего представительства в Москве или Санкт-Петербурге. “Дружественная” компания Botnia, которая, как и Finnforest, входит в состав концерна Metsaliitto, в настоящий момент строит между Санкт-Петербургом и Карелией два лесопильных предприятия в дополнение к уже существующему под городом на Неве собственному столярному производству.

“В настоящий момент мы изучаем возможности по открытию своего производства готовой деревянной продукции для сборного строительства в России, – говорит Лори Палоярви. – Но надо, чтобы у вас появились солидные потребительские запросы”. Пока что таких запросов нет, и, как рассказал представитель Finnforest, уже построенные в России (в Калужской и Тверской областях) канадцами и немцами два завода по производству деревянных сборных конструкций сегодня простаивают.

Тем не менее финские производители клееной древесины рассматривают нашу страну как потенциальный (и весьма желанный) рынок для сбыта своей продукции. Такого же мнения придерживаются и финские эксперты в области деревянного домостроения. Гигантский по меркам Финляндии рынок недвижимости России мог бы стать поистине золотым дном для этой отрасли финской промышленности.

“И в Финляндии, и в России растут цены на круглый лес (т. е. необработанную древесину), а цены на пиломатериалы из-за их перепроизводства падают, – признает Йони Тойрас, коммерческий директор индустриального департамента UPM Wood Products Division. – Это влияет на нашу прибыль, поэтому сегодня мы ориентируемся на производство продукции “глубокой переработки”, полностью готовой к использованию”.

Но пока что, по данным Терхо Сало, генерального директора Союза строительной промышленности Финляндии, в Финляндии строят примерно в 20 раз больше, чем в России. “Строительство – признак развитого общества, – уверен Терхо Сало. – У нас говорят, что, если в финской деревне не видно строительного крана, значит, дела там идут не слишком хорошо”.

Назад к истокам

По словам Пекка Хейкинена, архитектора компании Wood Focus Finland, у финнов и россиян есть и общие подходы к строительству деревянных домов, и общие черты в их дизайне, который представляет собой смешение Востока и Запада. “К тому же климат двух стран так похож: мы все – северные люди”, – добавляет Хейкинен. Определенные аналогии прослеживаются и в методах строительства, да и сама древесина по своему составу весьма схожа, она медленно растет и обладает исключительными особенностями для обработки и склеивания.

В самой Финляндии до 50-х гг. прошлого века почти все здания строились из дерева. Не только небогатые, но и зажиточные финны предпочитали жить в деревянных домах, люди состоятельные обязательно использовали деревянные элементы в декоре фасадов. Практически все финские города изначально были деревянными – по сю пору во многих из них, даже наиболее индустриально развитых, остались в центре старые строения из дерева. До сих пор в Финляндии официальная резиденция премьер-министра – деревянный домик.

Во второй половине XX в. местное деревянное зодчество – финны называют его деревянной архитектурой – уверенно направилось в сторону все большей функциональности и упрощению форм. Значительное распространение получили так называемые скандинавские варианты домостроения. Для них характерны холодное светлое внутреннее пространство и белый цвет в отделке.

Промышленное деревянное домостроение получило наибольшее развитие в Финляндии в 50–70-е гг. прошлого века. “Раньше говорили, что каждый финский мужчина может построить деревянный дом, – говорит Пекка Хейкинен. – Сегодня это дело лучше доверить профессионалам”. По его мнению, строительство деревянных зданий переживает в стране свое второе рождение – на одного финна приходится сейчас по 1 кубометру обработанной древесины в год. “Лес – это возобновляемый ресурс, и это одно из его основных конкурентоспособных преимуществ по сравнению с другими строительными материалами”, – соглашается Йони Тойрас. “Дерево долговечно, – продолжает перечислять его достоинства материала Пекка Хейкинен. – Я сам видел кусочек древесины, которому исполнилось 8000 лет”.

“Финны сегодня хотят жить в малоэтажных деревянных домах, – отмечает Рику Патокоски, представитель компании Wood Focus Finland. – Но эти дома должны быть расположены в пределах городов, с развитой инфраструктурой и высоким качеством жизни. Большое значение для финнов приобрело соответствующее окружение. Нередко в населенных пунктах возникает что-то вроде сообщества соседей”.

В марте 2005 г. правительство Финляндии приняло программу по содействию деревянному строительству. Программа рассчитана на семь лет и предполагает создание во всех индустриально развивающихся городах, где наблюдается значительный прирост населения, неких анклавов деревянного домостроения. Пока что в Финляндии, по словам Рику Патокоски, строится 15 000 малоэтажных домов в год и почти в 90% случаях при строительстве используются материалы из древесины.

Средняя площадь индивидуального финского коттеджа составляет 130 кв. м, продаются они в среднем по 1500–2000 евро за 1 кв. м. Если сам покупатель принимает непосредственное участие в строительстве, то постройка может обойтись ему и в 800 евро за 1 кв. м. Земля, по европейским меркам, не очень дорогая. Как пошутил Рику Патокоски, в Финляндии можно купить участок и за 1 евро – все зависит от муниципалитета.

Нам оно надо?

Рынок подмосковной загородной недвижимости пока к подобным проектам только присматривается. По словам Сергея Гоза, генерального директора компании “Элит Строй”, в настоящее время, как и несколько лет назад, самым популярным строительным материалом для загородного коттеджного домостроения в России является кирпич, но дома из древесины все активнее выходят из его тени. “На сегодняшний день около 50% покупателей предпочитают дома из кирпича. Но деревянные дома уже на 2-м месте, и интерес к ним в последнее время значительно возрос. Они экологичны и благодаря современным технологиям обработки дерева по прочности и долговечности не уступают кирпичу”, – отмечает эксперт.

По мнению Гоза, в России клееный брус недостаточно распространен из-за его высокой цены. Строительство дома из качественного клееного бруса с соблюдением всех норм по теплоизоляции обойдется примерно в ту же сумму, что и кирпичного. Но, учитывая все достоинства материала, предполагает Гоз, в ближайшие два года дома из клееного бруса станут востребованными среди определенного круга российских покупателей.

“Продукция финского деревянного промышленного домостроения появилась на нашем рынке более пяти лет назад и пользовалась определенным спросом, но в основном лишь у ярых поклонников жилья из экологически чистых материалов. На территории России было построено около 10 деревообрабатывающих заводов, работающих на немецком и финском оборудовании и выпускающих вполне конкурентоспособную продукцию. В настоящее время данная технология получила довольно широкое распространение (поселки, полностью состоящие из домов из клееного бруса, – “Усово”, “Березовая роща”, “Истра Кантри Клаб”), – уточняет Андрей Васильев, директор департамента загородной недвижимости компании Paul’s Yard. – Можно сказать, что она отлично прижилась на российских просторах, но у нее есть значительный минус – высокая стоимость (до $1700 за 1 кв. м). К тому же в последние годы появилось достаточное количество отечественных производителей подобных материалов, продукция которых по качеству практически ничем не уступает финским аналогам и стоит гораздо дешевле”.

В агентстве элитной недвижимости “Новое качество” убеждены, что время финской клееной древесины в московском регионе уже настало. Больше месяца назад в компании запустили новый проект и теперь предлагают своим клиентам финские сборные коттеджи. Правда, не в “поселковом” варианте, а индивидуально, под заказ. Как заявил Алексей Пашигорев, консультант компании “Новое качество”, сейчас загородный рынок предлагает не так много хороших деревянных домов. Широко разрекламированная продукция финской фирмы Honka, которая поначалу была востребована, в настоящее время не вызывает интереса у покупателей – слишком дорого.

По утверждению Пашигорева, их поставщики относят эти дома к классу А, поэтому клиентам “Нового качества” они обходятся в среднем 1000 евро за 1 кв. м постройки (в эту цену включен фундамент). Если говорить о цене самого дома, то она примерно равна $200 000–300 000 (стандартные коттеджи площадью 100–150 кв. м).