“Сургут” займется шельфом


В России месторождениями на шельфе владеют в основном государственные “Газпром” и “Роснефть”. Первому принадлежит лицензия на гигантское Штокмановское месторождение газа и крупное нефтяное месторождение – Приразломное. У “Роснефти” есть крупные доли в нескольких проектах на шельфе Сахалина. Из частных компаний только “Лукойл” добывает нефть на шельфе – в Балтийском море. А вот “Сургутнефтегаз” на шельф не стремился, напоминает президент Института энергетической политики Владимир Милов.

“Сургутнефтегаз” – одна из самых консервативных российских компаний. Почти всю нефть она добывает в одном регионе – Западной Сибири, говорит аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. Вне этих рамок у компании только Талаканское месторождение, где еще не началась промышленная добыча. “Сургутнефтегазу” нужно расширять ресурсную базу, – отмечает эксперт. – Ведь его запасы сильно выработаны”.

Похоже, “Сургутнефтегаз” решил сделать это за счет шельфа. Руководители “Сургутнефтегаза” и Statoil договорились о “возможности совместного освоения нефтегазовых месторождений российской шельфовой зоны”, сообщила пресс-служба “Сургута” в пятницу. Представитель Statoil Кай Нильсен подтвердил “Ведомостям” переговоры с “Сургутнефтегазом” о сотрудничестве в сфере добычи, включая шельфовые месторождения, но отметил, что конкретных планов пока нет. Сотрудник сургутской компании отметил лишь, что возможно совместное получение шельфовых лицензий.

Разработка шельфа – правильное решение для развития “Сургута”, говорит аналитик МДМ-банка Андрей Громадин, но добавляет, что эффект от этих вложений будет не скоро. Компания накопила немало денег, которые давно пора вкладывать в производство, продолжает Милов. Он уверен, что “Сургуту” предстоит конкурировать с “Газпромом” и “Роснефтью”, которые рассматривают шельф как свою территорию. “Вместе они вряд ли уживутся”, – прогнозирует эксперт. А Громадин, напротив, считает, что все три компании смогут работать в одном консорциуме. В “Роснефти” подтвердили интерес к работе на шельфе, но возможность конкуренции с “Сургутнефтегазом” комментировать отказались.

“Сургутнефтегаз” практически не сотрудничает с западными компаниями, напоминает Нестеров. Но в данном случае логично привлечь иностранного партнера с опытом работы на шельфе, говорит Громадин: Statoil поделится технологиями и разделит с “Сургутом” финансовые риски участия в проекте, а взамен получит шанс на дальнейшее участие в разработке блоков на шельфе.

У “Сургута” уже есть контракт со Statoil по продаже нефти. В пятницу руководители компаний решили увеличить поставки нефти в 2006 г. через порт “Приморск” в Финском заливе, сообщила пресс-служба “Сургута”. Речь идет о соглашении, по которому Statoil в порту Приморск с 1 января будет закупать не 100 000 т нефти, а 200 000 т нефти в месяц, пояснил представитель норвежской компании. “Это позволит увеличить экспортные поставки “Сургута”, – говорит Нестеров. – А так как компания постоянно наращивает добычу, для нее это актуально”.