Ушли в политику


Успех работающего во Франции Михаэля Ханеке закономерен вдвойне, хотя на Каннском фестивале ему достался лишь третий по значению приз – за режиссуру (победили тогда, напомню, братья Дарденн с фильмом “Дитя”). Ханеке и “Скрытое” взяли призы за лучший еврофильм 2005-го (среди вручавших статуэтку был Никита Михалков), лучшую режиссуру, лучшую мужскую роль (у француза Даниэля Отоя это уже не первая подобная победа), лучший монтаж, а также – что важно – за лучший фильм года по итогам голосования европейских кинокритиков – членов ФИПРЕССИ (Ханеке получил приз из рук президента ФИПРЕССИ, нашего коллеги Андрея Плахова).

Закономерность победы, во-первых, в том, что у Ханеке, хотя все его картины становятся событиями в фестивальной Европе, это лишь первый “еврооскар” (за знаменитую “Пианистку” академия поощрила только актрису Изабель Юппер). А во-вторых, в том, что “Скрытое” предугадало недавние мрачные парижские события. Хотя, как всегда у Ханеке, неустанного исследователя общественной жестокости, это отнюдь не агитка, это запутанный психологический триллер, в который лишь исподволь внедрена тема скрытой (вот вам и название) вины бывших метрополий перед бывшим третьим миром и глубоко затаенных обид людей третьего сорта, вдруг способных взорваться самыми дикими выходками.

Евроакадемики числом 1600 не обязательно присуждают призы по актуальным политмотивам (например, не так давно главные “еврооскары” дважды брал Педро Альмодовар за “Все о моей матери” и “Поговори с ней”), но в этот раз решили похвалить кинематографистов за прогрессивные взгляды. Остались без наград такие фильмы-события, как “Дитя” и “Мандерлей”. Лишь за работу художника награждена артистическая французская “Долгая помолвка”. Из “Входите без стука” Вима Вендерса поощрен только оператор. Зато победили сценарий фильма “Рай прямо сейчас” про рефлексии палестинских террористов-смертников, цитирующих Достоевского. И музыка из “Отеля “Руанда”: о геноциде в одной отдельно взятой африканской стране (важный фильм, но вот не было лучше музыки!). А награда за лучшую женскую роль вручена немке Юлии Йенч за фильм “Софи Шоль: Последние дни” – этакую “Молодую гвардию”, действие которой происходит в Германии Гитлера. Эта актриса признана лучшей и по результатам интернет-голосования европейских зрителей, о существовании которого наши киноманы, похоже, не знают. То же голосование – опять за “Софи Шоль” – возвело в режиссеры года Марка Ротемунда (поскольку штаб-квартира Еврокиноакадемии расположена в Берлине, только немецкая публика, видимо, и голосует). Зато актером-2005 по оценке зрителей оказался Орландо Блум за работу в “Царстве небесном” (странная парочка с Юлией Йенч – правда?).

Уважающая себя премия не может обойтись без звезд, то бишь Голливуда. Лучшим неевропейским фильмом признан “Спокойной ночи и всего хорошего” Джорджа Клуни. Награду за творчество в целом получил сэр Шон Коннери. Как европеец, внесший особый вклад в мировое кино, отмечен французский композитор и дирижер Морис Жарр, тоже много работавший и в коммерческом кино. Но это не столь уж важно. Еврокиногод-2005 – по крайней мере, в ближайшие времена – останется годом Ханеке.