Новая жизнь Alcoa


Финансовые результаты Alcoa, одного из гигантов индустрии наряду с канадской Alcan, постоянно оказывались хуже прогнозов, а выручка за 2000 г. остается непревзойденным рекордом. Именно в 2000 г. О’Нил ушел с поста председателя совета директоров компании ради поста в администрации Джорджа Буша.

С начала 2004 г. котировки акций Alcoa упали более чем на 20%. Это произошло из-за того, что в 2003 г. Boeing, один из ключевых клиентов Alcoa, решил сократить долю алюминия в самолетах нового поколения.

Преемник О’Нила – Ален Белда – просит не делать поспешных выводов. Аналитикам он доказывает, что Alcoa по сравнению со своими конкурентами по-прежнему имеет “самый высокий оборот с капитала, лучшую финансовую отчетность и лучший долгосрочный потенциал роста”.

Чтобы использовать этот потенциал, Белда, 62-летний гражданин Бразилии, не боится корректировать планы своего предшественника. Вместо любимого рынка О’Нила – автомобильного – он намерен сделать приоритетным авиацию. Белда обхаживает крупнейших авиапроизводителей, чего не делал О’Нил, и недавно ему удалось подписать крупный контракт с Airbus. Кроме того, он вкладывается в Россию, которую О’Нил сознательно избегал: в интервью журналу Fortune он заявил однажды, что в России под каждым мостом сидят тролли, собирающие пошлины.

На Уолл-стрит постоянные ошибки финансовых прогнозов Alcoa вызывают горькое разочарование. Разительный контраст на фоне прекрасных отношений Уолл-стрит с О’Нилом. Бывший гендиректор Alcoa удачно сокращал неэффективные расходы и купил двух крупных конкурентов, в том числе Reynolds Metals. Выручка Alcoa увеличилась до $23 млрд в 2000 г. с $8 млрд в 1987 г., а чистая прибыль росла космическими темпами. Капитализация увеличилась более чем в пять раз.

В Питсбурге О’Нил построил за $67 млн алюминиевую штаб-квартиру Alcoa, в которой каждому сотруднику, в том числе и ему, полагались одинаковые отсеки площадью не более 8 кв. м. “Прекрасно, когда никто не выделяется своими привилегиями”, – заявил он однажды на конференции Университета Питсбурга, посвященной корпоративной этике.

В 1999 г. бывшая Aluminum Company of America была переименована в Alcoa. Тем самым О’Нил хотел показать, что компания стала глобальной. И ничто не символизировало это изменение лучше, чем карьера человека, пришедшего ему на смену.

Родившийся во французском Марокко в испано-португальской семье, Белда еще ребенком переехал в Бразилию, потом – в канадский Монреаль, затем – снова в Бразилию. Он начал работать в бразильском филиале Alcoa в 1969 г., быстро продвигался по служебной лестнице, а став главой филиала, добился осуществления инвестиций объемом более $1 млрд.

Став вторым после О’Нила человеком в Alcoa, Белда отвечал за внедрение в компании стандартов управления Toyota. Но вскоре после того, как к нему перешли бразды правления (в 1999 г. Белда стал гендиректором Alcoa, а в 2001 г. – председателем совета директоров), результаты компании стали ухудшаться. Стратегия роста О’Нила – поглощение конкурентов и быстрое повышение их производительности – исчерпала себя, поскольку в США не осталось крупных независимых алюминиевых компаний. Снижение цен на алюминий и падение доллара после терактов 11 сентября также стало ощутимым ударом. Новому гендиректору, который в начале своей работы на новом посту говорил, что хотел бы к 2004 г. добиться роста продаж до $40 млрд, пришлось стараться удержать их на уровне выше $20 млрд.

В отличие от производителей стали, никеля и чугуна для алюминщиков рост цен на металлы не стал панацеей. Алюминиевая промышленность – одна из самых энергоемких, и она сильно пострадала от резкого роста цен на энергоресурсы. К тому же Китай увеличил собственное производство алюминия, лишив Alcoa возможности расширить сбыт в этой стране.

Чтобы снизить издержки, Alcoa остановила несколько производств в США и объявила о планах построить новые заводы в странах с дешевой энергией – Исландии, Тринидаде и Брунее. Но строительство потребует времени и денег, а окупятся заводы только через несколько лет.

В поисках возможностей роста Белда не боится выбирать путь, противоположный тому, которым шел его предшественник. О’Нил считал перспективным автомобильный рынок. В годовом отчете Alcoa за 1995 г. есть фотография О’Нила, на которой он запечатлен сидящим на капоте сверкающей Audi A8. Корпус автомобиля был целиком сделан из алюминия, разработанного совместно Alcoa и Audi. Но с тех пор сталь вернула утраченные позиции благодаря появлению более легких сплавов.

Белда осторожно относится к планам использования алюминия в массовом автомобилестроении. Он считает, что алюминий слишком дорог для машин среднего класса: “Alcoa будет работать с Ferrari, но не собирается делать Ford Taurus”.

Белда делает ставку на авиапромышленность, где прибыль выше. Алюминий Alcoa использовался еще создателями первых самолетов – братьями Райт. По данным компании, ею создано и запатентовано около 95% всех алюминиевых сплавов, используемых в современных самолетах. Однако в конце 90-х гг. Alcoa слишком поздно заметила, что производители композитных материалов, в первую очередь различных пластиков, снизили вес и стоимость своей продукции.

Билл Кристофер, исполнительный вице-президент Alcoa по авиапрому, вспоминает встречу в 2003 г., на которой представители Boeing сообщили, что крылья и корпус нового самолета Boeing 787 будут в большей степени состоять из соединений пластика, нежели из сплавов алюминия. Новый самолет будет всего на 20% состоять из алюминия вместо традиционных 75%. В Alcoa эта новость “потрясла всех до глубины души”, рассказывает Кристофер. Сразу после этого Alcoa пригласила на работу старшего инженера по дизайну Airbus Йенса Хинриксена, работавшего над проектом Airbus A380. В итоге Alcoa подписала контракт стоимостью $2 млрд на поставку алюминия для A380 и других моделей Airbus вплоть до 2011 г.

И нынешние, и бывшие топ-менеджеры Alcoa признают, что изменения в приоритетах отражаются на стиле управления компанией. Белда перевел ключевых сотрудников компании в офис на Манхэттене. Гендиректор живет рядом – на Пятой авеню. В питсбургском офисе Alcoa, построенном О’Нилом, он бывает редко. Топ-менеджеры, знакомые с Белдой, говорят, что он предпочитает жить в Нью-Йорке из-за хороших ресторанов и возможности без труда попасть в любое место за рубежом.

Одним из ключевых зарубежных проектов стала покупка за $257 млн двух больших заводов в России в 2004 г. Низкие энергозатраты здесь сочетаются с хорошими перспективами спроса на внутреннем рынке. Но Alcoa придется потратить немало средств на модернизацию старых заводов. Представители компании говорят, что прибыль от этой инвестиции появится не раньше чем через 2–4 года. (WSJ, 12.11.2005, Татьяна Бочкарева)