Американская награда


Вчера “Северсталь-групп” опубликовала консолидированную отчетность за девять месяцев, в которой сказано, что в сентябре один из членов совета директоров “Северстали” выкупил за $17 млн дополнительную эмиссию акций Severstal North America и стал владельцем 7% ее акций. В “Северсталь-групп” отказались комментировать эту сделку и называть имя покупателя. Но сразу два источника, знакомых с ситуацией в компании, рассказали “Ведомостям”, что это замгендиректора “Северсталь-групп”, председатель совета директоров SNA Вадим Махов. “Таким образом Мордашов поощрил одного из своих ключевых менеджеров”, – сказал один из них.

В начале года Мордашов поделился долей в одной из своих компаний со своим первым заместителем Вадимом Швецовым. Тот получил кусочек автомобильного бизнеса, реализовав опцион на покупку 15% акций Newdeal Investments, владевшей 90% акций “Северсталь-Авто”. Остальные акции Newdeal остались у Мордашова. 33-летний Махов в “Северсталь-групп” считается третьим по влиятельности после самого Мордашова и Швецова. Выпускник Государственной академии управления им. Орджоникидзе и школы бизнеса Университета Нортумбрия (Англия) пришел на работу в “Северсталь” в 1994 г. Стартовав с поста замначальника лаборатории экономических исследований, к 2002 г. после создания “Северсталь-групп” занял должность ее замгендиректора по стратегии. “Северсталь-групп” объединила разрозненные активы Мордашова. Консолидацией акций автопрома занимался Швецов. “А все остальные крупные сделки в России и за границей – покупка итальянского комбината Lucchini, активов в США – вел и контролировал Махов”, – рассказывает источник, близкий к “Северстали”.

Активы Rouge Industries, американского комбината-банкрота, “Северсталь” приобрела за $285 млн и в начале 2004 г. перевела их на баланс своей 100%-ной “дочки” Severstal North America. Аналитик “ЦентрИнвест Груп” Александр Якубов называет проект в США удачным. До покупки россиянами комбинат работал с убытками, а в 2004 г. SNA заработал $135 млн чистой прибыли. Рентабельность SNA составила 10% против 21% по всей “Северстали”, но затраты в России ниже, а SNA постоянно наращивает производство, говорит Якубов. Он считает, что SNA сейчас стоит около $600 млн, а Махову акции обошлись, как будто весь комбинат стоит $240 млн.

Эксперты думают, что Махов вообще мог не платить за акции или купить их по очень выгодной схеме. Старший партнер хедхантинговой компании Ward Howell International Юрий Барзов предполагает, что годовой доход менеджеров уровня Вадима Махова может составлять около $10 млн. Скорее всего “Северсталь” поощрила своего менеджера этим пакетом, возможно профинансировав покупку, рассуждает Якубов. Аналитик “Уралсиба” Вячеслав Смольянинов не верит, что Махов потратил на покупку доли в SNA собственные средства. “Скорее всего эта сделка – форма косвенной компенсации, как было в случае со Швецовым”, – говорит эксперт. Ведь иначе эти бумаги нет смысла покупать: SNA не платит дивиденды, не обещала IPO. “Продать свои 7% Махов сможет лишь самой “Северстали”, – замечает Якубов.

“Менеджеры, отвечающие за слияния и поглощения, вполне могут иметь по 5–8% процентов от сделок. Возможно, с Маховым частично рассчитались акциями или дали кредит для покупки бумаг на условиях возможного выкупа”, – рассуждает Барзов. Иногда собственники крупных российских компаний так поступают. Например, в 2001–2002 гг. менеджеры “Альфа-групп” приобрели за $5,7 млн 2,8% и 1% акций Alfa Finance Holdings S. A., через ряд офшорных компаний владеющей российскими активами группы. А уже через год компания выкупила эти акции обратно, но уже в 10 раз дороже. Подобная схема с покупкой и продажей акций Alfa Finance повторилась и в 2003 г. В целом она позволила заработать менеджерам “Альфы” $120 млн. А вот хозяин Новолипецкого меткомбината Владимир Лисин продал 3,34% акций НЛМК нескольким членам совета директоров и менеджерам комбината по рыночной цене – за $234 млн. Менеджерам придется подождать, пока бумаги подрастут.