Крепкий коктейль

С.Николаев

Совместное предприятие группы “ОСТ” и РВВК может появиться уже в начале 2006 г. Компании ведут переговоры и протокол о намерениях может быть подписан на этой неделе, заявила “Ведомостям” гендиректор группы “ОСТ” Елена Сорокина. В РВВК отказались комментировать эту информацию. Но источник, знакомый с планами компании, подтвердил факт переговоров. Партнеры договорились, что группа “ОСТ” отдаст в совместное предприятие свой алкогольный бизнес (завод в подмосковной Черноголовке, систему дистрибуции и портфель брэндов). Со своей стороны, РВВК внесет свой портфель брэндов (главный – “Флагман”) и свою систему дистрибуции. Так, во всяком случае, утверждает Сорокина. Но она подчеркивает, что финального решения о том, как будет формироваться новое предприятие юридически и кто им будет управлять, пока не принято. “Рассматриваются два варианта: в первом случае каждая сторона получит по 50% компании либо 51% останется за ОСТ, уточнила он. В РВВК вообще пока подтверждают только факт переговоров, а источник в компании говорит, что обсуждается объединение дистрибуции. Правда, бывший партнер РВВК рассказал, что владельцы компании давно хотели пристроить бизнес и “ОСТ-Алко” – не первые, с кем такие переговоры ведутся. Представители двух алкогольных компаний признались, что ранее руководство РВВК вело переговоры о продаже своего бизнеса группе S.P.I. Юрия Шефлера. Ни в РВВК, ни в S.P.I. эту информацию не комментируют.

По мнению участников алкогольного рынка, контролирует РВВК ее основатель Артур Перепелкин. А предприятия группы “ОСТ”, в том числе головное ЗАО, принадлежат членам семьи депутата Владимира Пекарева, основателя группы, а ныне – депутата Госдумы. Понять, чей бизнес сильнее и дороже, довольно трудно. Аналитик “Атона” Алексей Языков оценивает стоимость алкогольного бизнеса в один годовой оборот. У РВВК, по оценкам Языкова, – $150 млн, у ОСТ-Алко – $160 млн. Аналитик другой инвесткомпании называет полтора оборота: $225 млн у РВВК и $240 млн у “ОСТ-Алко”.

Если объединение состоится, Пекарев и Перепелкин могут оставить позади многих конкурентов, например московский “Кристалл”, и вплотную приблизятся к питерской компании “Веда”. По данным “Бизнес Аналитики”, в крупнейших российских городах на РВВК в первом полугодии 2005 г. приходилось 4,1% продаж водки в денежном выражении и 3,1% – в натуральном. За группой “ОСТ” – 3,9% рынка. А “Веда” продает 7,8% российской водки (8,3%, если считать в деньгах).

Елена Сорокина называет причиной союза изменение в регулировании отрасли. “В январе 2006 г. в силу вступит новая версия закона о регулировании алкогольного рынка, из-за чего отрасль будет консолидироваться, и мы одними из первых хотим начать этот процесс”, – заявила она. Президент национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин напоминает: с 1 января 2006 г. для участников рынка будет установлен минимальный размер уставного капитала (для производителей водки – 50 млн руб., для торговцев – 10 млн руб.). Изменится механизм взимания акцизов, который уравняет в правах региональных и федеральных производителей – до сих пор регионам с помощью введения своих акцизных марок удавалось закрываться от “чужой” водки. Но участники рынка пока не уверены, что выигрыш партнеров будет таким уж большим. “Это будет только юридическое объединение – фактически компании и так работают вместе, “Флагман” разливается на “ОСТ-Алко”, – напоминает Сергей Зивенко. “Объединение даст группе “ОСТ” больше, чем РВВК. “ОСТ-Алко” получит сильный брэнд и налаженную систему дистрибуции по всей стране, а владельцы “Флагмана” – только производственную базу”, – считает руководитель крупной алкогольной компании.