Патриоты точного времени


Мода меняется из года в год: то повсюду в городе видишь людей, “выгуливающих” свои первые Rolex, – и у всех на запястье Air-King с циферблатом цвета розовой семги. В другой раз все поголовно отдают предпочтение Ulysse Nardin GMT с желтым циферблатом, а потом как один переходят на Franck Muller Casablanca с розовым.

Иными словами, сколько людей – столько и вкусов. Чтобы рассказать о предпочтениях итальянцев в выборе часов, не хватит и дня, зато описание процесса покупки часов у швейцарцев займет не более абзаца. Парадоксально, но факт: одна из этих двух стран-соседей делает, пожалуй, лучшие часы, а ее жители не менее консервативны, чем англичане, в выборе брэнда. Вторая выпускает всего несколько марок – но при этом является самым чувствительным часовым рынком в мире.

Итальянский пыл и немецкая верность

Действительно, Италия может похвастаться наибольшим количеством магазинов и числом наручных часов на душу населения. Итальянцы относятся к часам с таким же уважением, как к еде – и к своим матерям. Может быть, поэтому местные модницы с апломбом носят массивные Panerai и Rolex своих мужей и любовников низко на запястье?

Немцы – как нетрудно догадаться – отдают предпочтение отечественным маркам часов: Glashutte, A. Lange & Sohne, Chronoswiss, D. Dornbluth & Sohn и т. п.

Последние, кстати, могут не бояться атаки со стороны швейцарских марок. Как показывают проводимые немецкими журналами фокус-группы, немецкие марки всегда побеждают. В интересах справедливости заметим, что национальные товары чаще всего оказываются на первом, в крайнем случае – втором и третьем местах.

Если это кажется вам скучным и слишком предсказуемым – тут даже не стоит упоминать страсть французов к Cartier, – взгляните на американцев. Американцы, как это ни странно, умеют ценить изысканные вещи. Например, такие компании, как Roger Dubuis, Patek Philippe, Breguet и Franck Muller, продают большую часть своих товаров именно в этой стране.

Что до англичан, то маркетологи не перестают удивляться: страна, которая до XIX в. внесла весомый вклад в развитие часового производства, оригинальностью и смелостью не блещет. Все, что хорошо продается в Великобритании за цену с тремя нулями и больше, – это Rolex, Cartier и TAG-Heuer.

Британцы покупают экзотические часы только из-за их цены – чем выше, тем лучше, – а не потому, что они им нравятся. Однако знаменитый британский консерватизм проявляется даже здесь: значительная часть покупателей считает “экстремальными” De Grisogono и Frank Muller.

Золотой стандарт

Однако даже в этом сверхчувствительном бизнесе существует одно в полном смысле этого слова золотое исключение: часы Rolex. Компания Rolex признана “золотым стандартом” в области продажи дорогих часов. Возьмите любой развитой рынок – и убедитесь, что Rolex занимает верхние строчки хит-парада часов класса люкс.

Конечно, при мысли о Rolex вы немедленно представите себе Гонконг – одно из тех немногочисленных мест, где легко можно сторговаться, покупая настоящий Rolex. Однако не торопитесь покупать билет на самолет: на самые популярные модели часов там скидок не дают.

А действительно отличает Гонконг то, что местные покупатели не гнушаются адаптировать, подгонять свои Rolex под собственный вкус. Корреспондент Financial Times Кен Кесслер вспоминает, как он в первый раз увидел витрину с “запчастями” для часов на Nathan Road: “Изумрудные ободки для часов, переливающиеся циферблаты цвета нежной розовой семги для Air-King (самая недорогая модель Rolex), инкрустированные драгоценными камнями браслеты и такое количество бриллиантов, что лишило бы сна и De Beers”.

Перенесемся в Японию – здесь та же “ролекс-мания”, только отношение к переделке часов прямо противоположное. Японские любители Rolex буквально помешаны на оригинальности и первозданности. Это скажет вам любой продавец часов.

Однажды в Лондоне тот же Кесслер был свидетелем того, как один уважаемый продавец часов, бывших в употреблении, просто рвал на себе волосы, когда его клиент из Японии категорически отказывался признать тот факт, что невозможно найти часы, выпущенные 60 лет назад, неношеные и с “родным” кожаным ремешком.

Особенным спросом у японцев пользуются часы с огромными цифрами 3, 6, 9, разглядеть которые может даже человек со слабым зрением, – дизайн, впервые использованный в модели Rolex Explorer. Их так и называют – “три – шесть – девять”.

Японцы также любят читать о мужских часах. “В последний свой визит в страну, – рассказывает Кесслер, – я видел целых три журнала, посвященных исключительно Rolex.

Не наше время

В России, как выяснилось, к выбору наручных часов относятся не менее трепетно. Опрос, проведенный агентством рыночных исследований и консалтинга “Маркет” в июле этого года, показал: россияне предпочитают часы иностранного производства. Причем москвичи гораздо меньше, чем жители регионов, ориентированы на функциональность часов и больше ценят новизну, моду. “Мы наблюдаем сейчас большой спрос на часы с платиновым покрытием. Времена, когда была мода на все золотое и броское, ушли в прошлое. Теперь наши покупатели предпочитают солидные, но вычурные часы”, – рассказывает Людмила Малофеева, вице-президент сети магазинов швейцарских часов “Консул”. Она добавляет, что богатые люди сейчас приобретают сразу несколько часов на разные случаи жизни. “Традиционно у нас покупали классические механические часы. Но сейчас повысился спрос на спортивные модели. Особенно популярна марка Tag Heuer”.

У отечественных часовых марок грустные перспективы – свыше 50% опрошенных считают, что наши часовые марки проигрывают импортным по большинству параметров. По данным агентства “Маркет”, сегодня отечественную продукцию покупают в основном люди преклонного возраста. Одновременно российские марки часов имеют самую маленькую долю молодежи среди своих владельцев – достаточно сказать, что продукцию отечественного часпрома носят менее 8% московской молодежи.

Представители российской деловой и политической элиты тоже не поддерживают отечественного производителя. “Фоторасследование”, проведенное журналом “Русский Newsweek” в начале этого года, показало, что сильные мира сего предпочитают западные часовые марки высокого полета. Так, глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс носит классический золотой Patek Philippe, а владелец клуба Chelsea, губернатор Чукотки Роман Абрамович с завидным постоянством меняет часы марки Rolex: сейчас он носит Rolex Daytona, а до этого его запястье украшали золотые Rolex Oyster Perpetual Date Submariner.

Юрий Хнычкин, обозреватель журнала “Robb Report Россия”, утверждает, что 90% богатых россиян носят швейцарские часы, а 10% – немецкие. Самой популярной сейчас маркой среди олигархов Хнычкин считает Patek Philippe, которую носит Владимир Путин. “Эти часы стоят от $10 000 до $700 000”, – уточняет он и добавляет, что особым спросом у большинства представителей российской элиты пользуются модели стоимостью от $20 000 до $50 000. (Использованы материалы FT.)