Защищайтесь по-новому


Российский автопром уже дважды переживал кризис. В 1998 г. его спас дефолт, благодаря которому цены на автомобили в долларовом исчислении снизились в несколько раз. А три года назад наплыв подержанных иномарок был остановлен повышением таможенных пошлин. Сейчас помощи российским автозаводам ждать неоткуда – рубль укрепляется, а пошлины на иномарки придется снизить после вступления России в ВТО, которое может состояться в июле 2006 г. Через семь лет, к 2013 г., пошлины на новые иномарки должны быть снижены с нынешних 25% до 15%, сообщил вчера замдиректора департамента торговых переговоров Минэкономразвития Андрей Кушниренко. Правда, в течение первых двух лет тарифы меняться не будут. Затем два года они будут уменьшаться на 1% в год, а основное снижение произойдет в последние три года. Пошлины на автомобили возрастом от трех до семи, по словам чиновника, будут снижены с 25% до 20%. “Рано или поздно это должно было произойти, – соглашается сотрудник “Северсталь-Авто”. – Хорошо, что сохраняется переходный период, в течение которого необходимо выстроить свою стратегию таким образом, чтобы быть конкурентоспособными в условиях открытого рынка”.

Между тем чиновники пытаются оставить российским производителям возможность для маневра. Кушниренко, в частности, советует автопроизводителям обращаться к чиновникам с заявлениями о введении защитных мер в отношении импорта иномарок. Правда, для того чтобы воспользоваться этой возможностью, отечественным производителям придется доказать, что им наносится существенный ущерб, а также представить программу своих действий на возможный срок введения защитных мер. До сих пор Россия прибегала к антидемпинговым мерам лишь в отношении импорта труб и стали. Впрочем, в мире подобные прецеденты случались. В США в 1981 г. была введена квота на импорт японских автомобилей – 2,3 млн в год, которая впоследствии была отменена. Европа тоже пыталась отгородиться от японского автопрома, ограничив ввоз автомобилей 10% рынка. Но в 2000 г. эта квота была отменена.

Представитель “АвтоВАЗа” Александр Громков приветствует намерение чиновников разработать правила, которыми можно будет руководствоваться в случае злоупотреблений со стороны иностранных конкурентов. Но аналитики и участники рынка полагают, что доказать демпинг со стороны иностранцев на практике будет крайне сложно. “Вероятнее всего, наши компании могут попытаться добиться защитных мер против китайских автомобилей, которые очень уверенно смотрятся на российском рынке”, – полагает менеджер одной из автомобилестроительных компаний. Но обвинить китайские компании в демпинге, по мнению Елены Сахновой из ОФГ, будет очень сложно, так как цены на их автомобили обусловлены объективными факторами – господдержкой, более низкими, чем в европейских странах, затратами на трудовые ресурсы и т. д. “Другие иностранные производители импортируют в Россию с большой прибылью, уличить их в демпинге и вовсе невозможно”, – добавляет собеседник “Ведомостей”. “Недобросовестную конкуренцию на внутреннем рынке создают подержанные автомобили, но они по определению не могут быть предметом антидемпингового расследования, так как нет юридического лица, в отношении которого можно было бы ввести защитные меры”, – утверждает источник в “Северсталь-Авто”.