Ошибка на $233 млн


В четверг, через несколько минут после начала торгов, брокер Mizuho Securities (входит в одну из крупнейших финансовых компаний Японии – Mizuho Financial Group) получил заказ на продажу 1 акции рекрутинговой компании J-Com. Это был первый день торгов J-Com после прошедшего накануне IPO, когда акции были размещены по цене 610 000 иен ($5000). Брокер по ошибке ввел в компьютер заказ на продажу 610 000 акций по цене 1 иена за каждую. Его помощник заметил ошибку буквально через считанные мгновенья, и на протяжении получаса они пытались отменить заказ, но компьютерная система биржи на запросы не реагировала.

Через полтора часа топ-менеджмент Mizuho и руководство TSE были в курсе случившегося, но ошибку Mizuho признала лишь в 16.30, а подробности сообщила ближе к полуночи. За все это время компания не сделала ничего, чтобы успокоить рынок. Топ-менеджмент Mizuho, которая из-за ошибки брокера может потерять $233 млн, своей вины не отрицает. “Нам не хватило воли контролировать кризис”, – говорит вице-президент компании Кейсуке Ёко.

Впрочем, часть вины, по мнению руководителей Mizuho, лежит на TSE. Компьютерная система биржи автоматически не приводит цену заказа в соответствие с котировками рынка, в Mizuho же утверждают, что программа должна была остановить выполнение заказа из-за очевидной нереальности его объема: он в 214 раз превышал количество акций J-Com, обращающихся на рынке. Топ-менеджер TSE Томио Амано признал, что бирже следовало приостановить торги акциями J-Com, как только стало известно об ошибке. Но это было сделано лишь в пятницу утром, а в четверг ошибка брокера стала одним из факторов, способствовавших снижению индекса Nikkei на 2%. Котировки J-Com рухнули с 610 000 иен до 572 000 иен; правда, когда Mizuho сама начала скупать эти акции, они взлетели до 772 000 иен. В пятницу и Nikkei частично отыграл потерянное, прибавив 1,5%.

Похоже, что TSE не умеет учиться на ошибках. В декабре 2001 г. на бирже произошел практически идентичный случай, когда брокер UBS Warburg перепутал число акций на продажу и их стоимость. Хотя заказ был отменен всего через две минуты, потери UBS оценивались в $50–100 млн. Еще дороже инвестбанку обошлись испорченные отношения с одним из крупнейших в Японии рекламным агентством Dentsu, акции которого пытался продать незадачливый брокер. Ошибка также произошла в первый день торгов после IPO.

В 2003 г. на NASDAQ из-за ошибки акции оператора образовательных учреждений Corinthian Colleges за считанные минуты рухнули на 30%. NASDAQ остановила торги, но электронная торговая площадка Archipelago Holdings возобновила сделки с бумагами раньше, чем это сделала NASDAQ. На рынке началась неразбериха, и NASDAQ решила аннулировать сотни сделок с акциями Corinthian. Меньше других от подобного страдает Нью-Йоркская фондовая биржа, где более 80% сделок совершается с участием живых трейдеров. Хотя NYSE проигрывает электронным площадкам в скорости выполнения заказов, в исправлении ошибок она их опережает, отмечают топ-менеджеры биржи. (WSJ, FT, 9–10.12.2005, Татьяна Бочкарева)