Возрождение Spar


В течение 2005 г. “Спар” стремился восстановить позиции, утерянные после расставания с бывшим партнером – холдингом “Марта”. В 2004 г. “Марта” передала более 20 своих магазинов, работавших под брэндом Spar, в совместное предприятие с немецкой группой Rewe (сейчас магазины переименованы в Billa). В итоге прошлый год “Спар” закончил всего с 10 магазинами в Москве и области, из которых пять принадлежали двум субфранчайзи – подмосковной компании “СВА-Трейдинг” и тульской “Спар Тула” (бывшему франчайзи “Дикси” с 11 магазинами в Туле). Этот год, уточнил гендиректор “Спара” Дмитрий Маслов, предполагается завершить с 32 магазинами, из которых 16 принадлежат самой “Спар Ритейл”. Совокупная выручка магазинов должна составить около $150 млн. План на 2006 г. включает 70–80 магазинов с торговым оборотом $250–280 млн.

И рост этот произойдет за счет появления новых партнеров. Недавно “Спар Централ Раша” продала лицензию ООО “Товарищ”, владеющему одноименной сетью из 35 магазинов в Пензе, Пензенской и Ульяновской областях, рассказал “Ведомостям” Маслов. По его словам, уже в 2006 г. большинство супермаркетов сети (площадь каждого 350–1000 кв. м) сменят вывеску на Spar. Совладелец “Товарища” Сергей Новиков уточнил, что в следующем году Spar в Пензе будет состоять из 30 магазинов, а в 2007 г. – уже из 50. По словам Новикова, стоимость лицензии соответствует ежегодным платежам в размере “менее 1%” от оборота. В 2004 г. выручка магазинов “Товарищ” составила $47 млн, в 2005 г. прогнозируется на уровне $61,3 млн, в 2006 г. – $101,7 млн.

Сеть “Товарищ” – самая крупная в Пензе, помимо нее в самом городе и области работает 32 магазина “Магнит”, два супермаркета “Патэрсон” (еще два готовятся к открытию), весной 2006 г. должен заработать супермаркет “Перекресток”, рассказал Новиков.

Помимо продажи лицензий в 2005 г. компаниям ООО “Услуги” (субфраншиза на Ногинский район Подмосковья) и “Товарищ” “Спар” начал активно развивать собственную сеть. По словам Маслова, летом “Спар Ритейл” приобрела семь магазинов “Элеком” во Владимире совокупной торговой площадью 8500 кв. м с общим оборотом до $6–7 млн в год. А в августе она учредила дочернюю компанию “Спар Кострома”, которая уже открыла в городе супермаркет Spar площадью 2200 кв. м. “Мы надеемся взять в аренду ряд действующих магазинов в Костроме”, – говорит Маслов.

По его словам, развитие собственной сети стало возможным после того, как акционеры – частные инвесторы во главе с Дмитрием Будаковым и Delta Private Equity Partners пересмотрели свои инвестиционные планы в отношении Spar в сторону увеличения. “Delta, сократившая свою долю до миноритарной (после продажи контрольного пакета Будакову и партнерам весной 2004 г. – “Ведомости”), сейчас увеличила пакет”, – признался гендиректор “Спар Ритейл”. Управляющий директор Delta Пол Прайс подтвердил, что компания увеличила пакет в “Спар Ритейл” до “более 25%”. “Мы увидели, что “Спар” быстро развивается, и передумали выходить из этого бизнеса”, – объясняет вице-президент Delta Кирилл Дмитриев.