Без Сбербанка


Споры вокруг того, кто и как будет строить “Шереметьево-3”, не утихают семь лет. Самым активным участником проекта всегда был его инициатор – “Аэрофлот”. В 1999 г. он получил землю под новый терминал, в 2001 г. оплатил его проектирование. А в 2004 г., чтобы начать строительство, занял $130 млн и приступил к поиску соинвесторов, рассчитывая при этом сохранить контроль над “Терминалом”. Но сделать этого не удалось. Сначала совет директоров “Аэрофлота” решил уступить блокирующий пакет аэропорту “Шереметьево”, а затем еще 45% – Внешторгбанку и Сбербанку. В августе авиакомпания подписала с ВТБ и “Шереметьево” договоры о намерении продать им по 25% + 1 акция “Терминала”. Сейчас уставный капитал “Терминала” составляет около $130 млн. За каждый из блокпакетов “Аэрофлот” планировал выручить $32,5 млн. Со Сбербанком никаких документов не подписывалось. Гендиректор “Аэрофлота” Валерий Окулов говорил, что банку отойдут оставшиеся 20% за $26 млн.

Однако такая схема не устроила Сбербанк. “Мы настаиваем на паритете [с ВТБ]”, – заявил “Ведомостям” предправления Сбербанка Андрей Казьмин. Только при этом условии Сбербанк будет участвовать в проекте, добавляет источник, знакомый с позицией банка. Но в ВТБ идти навстречу Сбербанку не намерены. “Мы вообще обсуждаем с “Аэрофлотом” схему, при которой получим до 30% “Терминала” и реализуем проект без Сбербанка”, – сообщил топ-менеджер ВТБ. Выступить арбитром в споре двух госбанков был готов владелец НРК, депутат Госдумы Александр Лебедев, который предложил выкупить 5% в “Терминале”, оставив по 20% в проекте ВТБ и Сбербанку. Но “Аэрофлот”, по словам Лебедева, на его предложение не ответил.

Оферта Сбербанку сделана и изменять ее авиакомпания не собирается, говорит заместитель гендиректора “Аэрофлота” Лев Кошляков. По его словам, договор купли-продажи 25% + 1 акция “Терминала” с Внешторгбанком будет подписан в ближайшее время, а “если Сбербанк не устраивает такая ситуация, он вправе отказаться от участия в “Шереметьево-3”. На финансировании проекта это не скажется, заключает Кошляков. Верит в это и гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Упорство ВТБ он объясняет тем, что “Аэрофлот” – один из его крупнейших клиентов. “ВТБ участвует в нескольких проектах, интересных перевозчику, включая финансирование [нового самолета] RRJ”, – указывает Рыбак.

Чиновники не намерены вмешиваться в спор госбанков. “Главное, чтобы терминал был построен, и в идеале в 2008 г. он должен перейти в собственность “Шереметьево”, чтобы увеличить его капитализацию, – говорит директор департамента имущества Минэкономразвития Игорь Гречухин. – А в 2009–2010 гг. мы могли бы приватизировать аэропорт с существенным доходом для государства”. Само “Шереметьево” рассчитывает выкупить акции “Терминала” в начале 2006 г. и почти сразу подписать опцион на покупку еще 25% в проекте, когда терминал будет построен, говорит гендиректор аэропорта Михаил Василенко. Свои 25% аэропорт может оплатить как деньгами, так и частью активов, уточняет Кошляков, добавляя, что переговоры о предоставлении опциона на покупку еще 25% акций продолжаются.