С итальянским размахом


В компьютере бывшего гендиректора BPI Джанпьеро Фьорани итальянские прокуроры обнаружили список подарков, которые в 1999–2003 гг. к Рождеству получали от банкира управляющий Банка Италии и члены его семьи. В списке значатся шампанское Dom Perignon, часы Cartier, сумочка от Prada, раритетные религиозные книги и др. Источник, знакомый с ходом расследования, оценивает общую сумму подарков в 30 000–50 000 евро ($35 500–59 000). Ни Фацио, ни представители BPI ситуацию с подарками не комментируют.

Принимая дорогие подарки от гендиректора BPI, Фацио, как ни странно, не нарушал этический кодекс Банка Италии: в нем не действуют внутренние ограничения на сумму подарка ни от физлиц, ни от учреждений, над которыми он осуществляет надзор. Во многих госучреждениях Европы подарки на гораздо меньшие суммы сочли бы коррупцией, но в итальянском ЦБ другой размах: экс-глава BPI присылал столь же дорогие подарки и другим сотрудникам.

Фацио представилась возможность отблагодарить друга по-царски, когда нидерландский ABN Amro этой весной сделал предложение о покупке Banca Antonveneta за 7,6 млрд евро. Сделка сорвалась, потому что встречную заявку с более высокой ценой выставил BPI (скупивший значительную долю акций Antonveneta на рынке). Хотя BPI едва не нарушил норматив достаточности капитала, Фацио эту сделку не только одобрил, но всячески ей способствовал, превышая свои полномочия.

Он приглашал Фьорани прийти к нему в офис через черный ход, чтобы обсудить сделку, и сообщил ему о своем решении до официальной публикации этой информации. Фацио позвонил Фьорани поздно ночью и рассказал, что подписал разрешение Банка Италии на поглощение Antonveneta. “Тонино, я так тронут, у меня просто нет слов, аж мурашки по коже... Я знаю, сколько всего ты пережил, поверь мне. Я тоже многое пережил со своими юристами и теперь, если б мог, прыгнул бы в самолет и прилетел к тебе”, – растрогался Фьорани.

Тем не менее BPI пришлось продать акции Antonveneto нидерландскому банку, а его гендиректору – оставить свой пост после того, как была опубликована запись телефонных переговоров Фацио с Фьорани и прокуратура грозила уголовными обвинениями. Политики призывали уйти в отставку и Фацио, но добровольно он не уходит, а сместить его непросто, поскольку на свою должность Фацио назначен пожизненно. В сентябре кабинет министров решил ограничить полномочия председателя Банка Италии семью годами без права избрания на второй срок. Но на Фацио это решение не распространяется, и он продолжает исполнять свои обязанности.

А вот экс-президенту Bundesbank Эрнсту Вельтеке обвинения в коррупции стоили поста. В 2002 г. он посетил в Берлине церемонию, которую по поводу начала обращения наличного евро устроил Dresdner Bank. Банк оплатил четырехдневное пребывание в роскошном отеле Вельтеке, его трехлетнего сына и 25-летнего сына с подругой. Расходы Dresdner Bank составили $10 000–12 000. Позже Вельтеке компенсировал половину, остальное выплатил Bundesbank. Но под давлением правительства ему пришлось подать в отставку. (WSJ, 12.12.2005, Татьяна Бочкарева)