BMW обогнала Mercedes


Нынешний год никак нельзя назвать успешным для немецкого подразделения DaimlerChrysler Mercedes-Benz. Впервые за десятилетие компания начала терпеть убытки – за три квартала 2005 г. составили 500 млн евро ($596 млн). Mercedes, кроме того, может потерять статус самого продаваемого автомобильного брэнда класса люкс, который он удерживал 12 лет. В 2004 г. в мире было реализовано 1 060 900 машин под маркой Mercedes и 1 023 583 – BMW. Но за первые 11 месяцев 2005 г. ситуация изменилась: продажи Mercedes составили 961 600 автомобилей, незначительно увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (тогда автопроизводитель продал 955 300 машин), а вот продажи BMW увеличились с 2004 г. на 10% – с 920 000 до 1 020 156 автомобилей. Таким образом, баварцы имеют все шансы впервые с 1993 г. обогнать Mercedes.

В BMW резкий рост продаж объясняли “Ведомостям” своевременным обновлением модельного ряда. Так, в 2004 г. автопроизводитель выпустил на рынок автомобили, которых ранее не было в его модельном ряду: 1-й серии и Х3. А в марте этого года была представлена новая версия 3-й серии.

Mercedes-Benz начал обновление модельного ряда позднее конкурента. Так, модели Mercedes С-класса не модернизировались шесть лет. Именно с задержкой со сменой линейки моделей в DaimlerChrysler связывают слабый рост продаж Mercedes. “Мы рассчитываем, что уже к середине 2006 г. автомобили под брэндом Mercedes-Benz благодаря модернизации моделей будут продаваться гораздо лучше”, – заверил “Ведомости” представитель DaimlerChrysler.

Независимый эксперт автомобильного рынка Сергей Алексейчук полагает, что существует несколько причин для усиления BMW и слабых продаж Mercedes. BMW за последние годы запустил несколько авангардных с точки зрения дизайна моделей, которые привлекли покупателей, а Mercedes недостает инноваций, говорит Алексейчук. По его словам, подразделение DaimlerChrysler выступает в роли “догоняющего” и в плане обновления моделей. Подвели Mercedes, по мнению эксперта, и менеджерские ошибки бывшего гендиректора DaimlerChrysler Юргена Шремпа. “После покупки Daimler-Benz американского Chrysler Шремп увлекся идеей создания международной автомобильной империи, купил долю в Mitsubishi Motors – буквально перед тем, как в японской компании разгорелся кризис, – говорит Алексейчук. –Немало сил потратил менеджмент и на выведение Chrysler из убыточности, а вот на Mercedes обращали недостаточно внимания”. Менеджерские ошибки стоили Шремпу поста гендиректора. В июле этого года совет директоров решил назначить на этот пост бывшего руководителя Chrysler Дитера Цетше. “Часть покупателей Mercedes перетянул на себя другой конкурент – Lexus, – добавляет Алексейчук, – по дизайну и по манере управления эти марки близки друг другу”. По данным Toyota, продажи Lexus к концу нынешнего года достигнут 400 000. По словам Алексейчука, через пять лет Lexus вполне может выйти на первое место по продажам в мире. “Конкуренция в сегменте автомобильных люксовых брэндов растет, – говорит он. – К двум лидерам, BMW и Mercedes, 10 лет назад присоединился Audi, а сейчас присоединяется и Lexus”.

В России у BMW также дела идут лучше, чем у Mercedes-Benz. За 2004 г. в России было продано 4825 легковых автомобилей под брэндом BMW и 4029 – Mercedes. А за первые девять месяцев этого года BMW еще больше обогнала конкурента: под маркой BMW было продано 4810 легковых машин, и 3272 – под маркой Mercedes. (Использованы материалы WSJ.)