Как создать фонд для IT


Российский премьер Михаил Фрадков решил форсировать процесс создания Российского инвестиционного фонда информационных технологий (РИФИТ), за появление которого давно ратует Мининформсвязи. В распоряжении “Ведомостей” оказалась копия поручения от 8 декабря, подписанного руководителем аппарата правительства Сергеем Нарышкиным, в адрес Мининформсвязи, Минэкономразвития и Минфина с просьбой предоставить материалы для совещания по поводу создания фонда. Дата совещания, по словам представителей этих ведомств, пока не определена.

В Мининформсвязи рады вмешательству премьера. Это министерство уже почти полгода не может договориться с другими ведомствами об условиях, на которых будет создан РИФИТ, и схеме его работы. Принципиально Минэкономразвития и Минфин одобрили идею создания фонда для IT-отрасли, но представили ряд замечаний. В частности, замминистра финансов Татьяна Голикова в своем письме указала на несоответствие проектов учредительных документов фонда, предусматривающих финансирование “коммерческих эффективных инвестиционных проектов”, пояснительной записке, в которой идет речь об инвестициях в “отрасль высоких технологий”. А в письме замминистра экономического развития и торговли Андрея Шаронова говорится, что его ведомство считает необходимым “обеспечить формирование капитала фонда за счет средств Венчурного инновационного фонда”, действующего с марта 2004 г. (копии обоих писем имеются в распоряжении “Ведомостей”).

С большинством этих замечаний Мининформсвязи согласилось. В частности, как следует из копии протокола учета замечаний и предложений, с которой ознакомились “Ведомости”, министерство согласилось ограничить круг получателей средств фонда IT-предприятиями в сфере малого и среднего бизнеса, уменьшить госдолю в уставном капитале фонда с 76% до 49% голосующих акций и поддержало идею сформировать капитал фонда за счет средств Венчурного инновационного фонда. Кроме того, Мининформсвязи согласилось изменить первоначальное название фонда на Российский инвестиционный фонд информационных технологий. Приняли в министерстве и предложение Минэкономразвития ограничить объем вложений в одно предприятие: доработанные проекты распоряжения правительства о создании РИФИТ и инвестиционной декларации предусматривают, что инвестиции в один проект не должны превышать 100 млн руб.

“Мы приняли эти предложения, чтобы ускорить процесс согласований”, – пояснил “Ведомостям” директор департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи Олег Бяхов. Он напоминает, что Владимир Путин еще летом поручил Фрадкову и тогдашнему главе администрации президента Дмитрию Медведеву проработать и поддержать идею создания фонда. “Но процесс согласования с нашими коллегами из Минэкономразвития и Минфина затянулся”, – добавляет он. Бяхов надеется, что совещание у премьера состоится до конца декабря и положит конец спорам.

“Создание механизма для привлечения частных инвесторов в высокотехнологичные отрасли, в том числе инфокоммуникационные технологии, – исключительно важная задача, которую мы решаем вместе с Мининформсвязи”, – говорит представитель пресс-службы Минэкономразвития. Но некоторые вопросы, по его словам, еще не окончательно ясны, – например, как сделать фонд “максимально привлекательным для частных инвесторов, одновременно минимизировав коррупционные риски и опасность нецелевого использования бюджетных средств”. В пресс-службе Минфина подтвердили, что согласования продолжаются.

Эксперты IT-рынка приветствуют уже внесенные коррективы. “Помогать малому бизнесу – значит увеличивать конкуренцию на рынке”, – считает президент ассоциации “Руссофт” Валентин Макаров. Создание инвестфонда с госучастием он называет “очень правильными действиями”, поскольку “государство – единственный, кто может вложить средства в инновационные проекты на ранних стадиях развития”, тем самым снизив риски для частных инвесторов. Однако ключевой вопрос – как фонд будет управляться, каким будет механизм вложения в него средств и кто, кроме государства, станет инвестировать в него, указывает президент группы компаний IBS Анатолий Карачинский. “У меня есть опасение, что этот фонд хотят создать не для того, чтобы дать инвесторам возможность заработать, выгодно разместив средства, а с целью поддержать отрасль, которая сейчас развивается не так быстро”, – признается управляющий директор Delta Private Equity Fund Кирилл Дмитриев. В эффективные IT-проекты венчурные инвесторы вкладываются и сами, фонд для этого не нужен, говорит он. А в фонд, преследующий государственные задачи, станут вкладываться разве что крупные корпорации, размышляет он.