Неудачный год


“Ситуация еще может выправиться”, – считает директор по развитию бизнеса московской сети “Мегафон” Василий Кузичев. По его мнению, низкие доходы во II и III кварталах связаны с сезонным фактором, а в IV квартале ситуация должна быть “более оптимистичная”. “В сентябре люди возвращаются из отпусков и начинают активнее пользоваться контент-услугами”, – считает Кузичев.

На рынке дополнительных услуг наблюдается стагнация, говорится в отчете исследовательской компании iKS-Consulting. Если с 2001 по 2004 г. среднегодовые темпы роста этого рынка составляли 176%, то в 2005 г. рост не превысит 40% – продажи составят $1,4 млрд. Снизился и средний доход операторов от допуслуг в пересчете на одного абонента (ARPU): в конце 2004 г. этот показатель составлял $1,5, а во II и III кварталах этого года – лишь $1,1. В результате если за 2004 г. доля допуслуг в общих доходах операторов выросла с 8% до 12,4%, то по итогам 2005 г. этот показатель увеличится всего лишь до 13%.

На спад темпов роста повлияли контент-услуги, считает аналитик iKS-Consulting Оксана Панкратова. В прошлом году доходы операторов от этих услуг выросли в 2,5 раза и составили $240 млн. Таких же темпов роста аналитики ожидали и в 2005 г., прогнозируя, что к концу года контент-услуги принесут операторам $600 млн. Но уже во II квартале на этом сегменте рынка произошел резкий спад – его объем снизился на 22% по сравнению с I кварталом. В III квартале продажи контента подросли, но достичь уровня января – апреля 2005 г. так и не смогли. В результате, по мнению Панкратовой, в этом году сегмент контент-услуг вырастет всего на 20% до $290 млн.

В снижении доходов от контент-услуг виноваты как сами операторы, так и контент-провайдеры, считает Панкратова. Многие абоненты, пытавшиеся скачать на свой телефон мелодию или картинку, не смогли этого сделать из-за того, что на их трубках не был настроен WAP-сервис, а оператор не объяснил доходчиво, зачем и как это делать. Те же, кому удалось скачать рингтон или картинку, часто оказывались разочарованы качеством услуги. Но деньги с абонента снимались вне зависимости от того, получил ли он то, что заказывал, и устроило ли его качество услуги, отмечает аналитик. “Многие обожглись на подобных вещах”, – сетует гендиректор контент-провайдера Next Media Group Тимофей Бокарев.

Рост рынка контент-услуг находится в прямой зависимости от интенсивности привлечения новых сотовых абонентов, а сейчас абонентские базы операторов растут медленнее, добавляет исполнительный директор Sibius Александр Пухов. Вдобавок, по его мнению, пользователи пресытились существующим контентом, а новых категорий контента за последний год не появилось. “Действительно, контент-услуг, способных вызвать ажиотаж среди пользователей, сейчас на рынке нет”, – соглашается директор по связям с общественностью “Выпелкома” Михаил Умаров.