Цена упрямства


Слухи о приближающемся крахе Calpine появились, когда основатель компании Питер Картрайт покинул пост гендиректора. Его место занял Роберт Мэй. Основной причиной увольнения Картрайта называли судебный процесс, возбужденный против энергокомпании держателями ее облигаций, среди которых – ряд хедж-фондов и банк Wilmington Trust. Они обвиняли Calpine в неправильном распоряжении денежными средствами. $313 млн, вырученных от продажи служивших обеспечением по долговым бумагам газовых и нефтяных активов компании, Картрайт направил на покупку газа для электростанций – вместо того чтобы расплатиться с кредиторами. Три недели назад суд штата Делавер, рассматривавший дело, обязал Calpine до 22 января вернуть деньги.

И Calpine во вторник подала заявление в федеральный суд южного округа Нью-Йорка с иском о защите от кредиторов по статье 11 закона о банкротстве. В отчетности за 2004 г. Calpine указывает $17,8 млрд долга, а Financial Times пишет, что в иске энергокомпания указала общую задолженность $22,5 млрд и активы в размере $26,6 млрд. “У нас просто не осталось наличности для финансирования бизнеса”, – признался Мэй.

Calpine пока не собирается ни избавляться от электростанций, ни сокращать поставки электроэнергии. Единственное, о чем она попросила суд, – пересмотреть контракты на оптовые поставки электричества государственным коммунальным предприятиям, которые заключались по льготным ценам.

Для рефинансирования долга Calpine уже удалось получить гарантию на сумму $2 млрд от инвестбанков Credit Suisse Group и Deutsche Bank. Половина денег будет предоставлена в виде револьверного кредита, половина – в виде срочного кредита. По подсчетам аналитика консалтинговой компании KDP Investment Advisors Кларка Орски, активов Calpine хватит на выплату кредита, полученного от банков, а также обязательств по обеспеченным долговым ценным бумагам, а вот средств на выплаты держателям необеспеченных облигаций – может и не хватить. Держатели облигаций могут получить в будущем акции реструктурированной компании, обнадеживает он.

К плачевному финансовому положению Calpine привели амбициозные планы Питера Картрайта, который в 1990-е гг. начал широкомасштабное строительство электростанций и продолжил это делать даже после краха Enron в 2001 г. (компания была обвинена в сокрытии долга на $8 млрд и завышении прибыли на $1 млрд), когда весь американский энергетический рынок погрузился в депрессию. После истории с Enron процедура банкротства была возбуждена против энерготрейдера Mirant, а также в отношении трейдинговых подразделений еще двух американских энергокомпаний – National Energy Group и NRG Energy. (Использованы материалы WSJ и FT.)