ОБЪЕДИНЕНИЕ: Демократия. Перезагрузка


Главный враг демократии в России – это не “Единая Россия”, не Кремль, не Сурков и не Путин. Главный враг демократии – внутри нас. Если хотите, это семь смертных грехов демократии.

Это гордыня. Декларируя готовность объединяться, каждый демократический лидер считает, что центром объединения должен быть именно он. Каждый готов выкрикнуть: “Есть такая партия!” Нет сегодня в России такой партии. Давайте смирим гордыню.

Это старые обиды. Каждый участник переговоров, которые я вел в последние несколько месяцев, говорил: “С ним? Объединяться? Да никогда!” Привычка обижаться – детская привычка. Нам пора взрослеть.

Это уныние и пораженческие настроения. Демократы уже привыкли стонать и оправдываться: “Нас давят, нас не пускают, нас мало, все плохо, гипс снимают, клиент уезжает...” Эти сопли никого в стране не вдохновляют!

Это корысть, забота о конкретных материальных и политических выгодах: о думских, министерских или президентских креслах.

Это непомерные амбиции. У нас каждый демократ – просто величайший политик современности. Судя по амбициям, у каждого непререкаемая репутация и поистине колоссальный рейтинг! Давайте же откажемся от иллюзий и вернемся к реальности.

Это неверие. Многие из нас уже не верят в то, что в нашей стране можно что-то изменить. У многих опускаются руки, многие говорят: “Что делать? Значит, России не нужна демократия и свобода”. Если мы сами не верим в себя, в нас никогда не поверят наши сторонники.

И, наконец, главный наш грех. В пылу политических процессов, коалиционных переговоров, аппаратных интриг, в пылу борьбы мы забыли о стране. Мы часто говорим только о “пиаре” и политических технологиях: “Не важно, что происходит, важно, что покажут по телевизору”. Но мы забыли, зачем мы, демократы, вообще есть в России? Не для пиара, а для страны, для людей. И вполне естественно, что в ответ страна забыла о нас.

Со всем этим багажом нужно категорически расстаться. Как писал Солженицын: “Линия борьбы добра со злом проходит не вне, а внутри человека”. Я уверен, что, если мы победим врагов внутри себя, никакие внешние враги нам не помешают.

Я уверен, что объединиться мы сможем только на основе того, во что мы все верим. Это свобода, демократия, права человека, вера в человеческий разум и ответственность, это Россия и наша любовь к своей стране. А мы любим свою страну и никому не позволим узурпировать слово “патриотизм”. Свобода – это наш символ веры, он нас объединяет.

Мы должны поставить перед собой ряд абсолютно конкретных задач: защитить Конституцию, защитить федерализм, защитить собственность граждан, защитить свободу слова, обеспечить независимость судов, создать в России профессиональную армию, сохранить условия для многопартийности и честной политической конкуренции на демократических выборах, когда решают сами граждане страны, а не административный ресурс власти. Только политическая конкуренция может обеспечить механизм контроля над властью со стороны оппозиции, механизм реальной борьбы с коррупцией, заставить власть считаться с интересами граждан.

Вот основы нашей идеологии и программы. И пусть в эту идеологию, в эту программу, как и в саму возможность объединения демократов, верят сегодня далеко не все даже из числа людей с демократическими убеждениями. Сегодня, к сожалению, в среде демократов стало модным занимать цинично-псевдоаналитическую, внешне вроде бы нейтральную позицию – с удобной точки зрения “против всех” наблюдать за политической борьбой как бы со стороны и скептически комментировать происходящее. Про объединение СПС и “Яблока” на выборах в Мосгордуму такие “наблюдатели” сначала утверждали, что “объединение невозможно, потому что они слишком разные”. Когда мы доказали, что объединение возможно, стали говорить, что это ненадолго и что “коалиция вот-вот развалится”. Коалиция не развалилась, тогда нас принялись уверять, что “демократы все равно в гордуму не пройдут”. Мы прошли. Но и тогда они не растерялись: “11 процентов – это мало, поэтому демократы потерпели поражение”. Может быть, хватит?

Одиннадцать процентов – это действительно мало. Но это значит, что ровно столько в Москве граждан, готовых в зимний воскресный день прийти на избирательные участки и проголосовать за Демократию. Эти люди поддерживают нас только потому, что, несмотря ни на что, они верят в то же, во что верим мы: в свободу, демократию и права человека. Мы все в это верим. И всех, кто тоже в это верит, я призываю поддержать нас, объединяться с нами, а не вставлять палки в колеса.

Все ожидали от объединения демократов на выборах в Мосгордуму синергетического эффекта – это когда результат объединения больше, чем простая сумма составных частей. Однако загадка синергии в том, что она создается, когда в объединении участвует каждый – УЧАСТВУЕТ, а не наблюдает со стороны, и вот тогда в результате объединения создается нечто качественно новое. Поэтому я уверен, что синергия у нас еще впереди.

После антифашистского марша, в котором приняли участие более 3000 москвичей, ко мне подходили люди и говорили: “Теперь мы снова поверили!” И я почувствовал, что на самом деле означает “перезагрузка демократии”. Это вера в свободу, которая способна нас объединить и привести нас к победе – против любых денег, любых технологий, любого административного ресурса. Потому что нет ничего сильнее этой веры. Только на основе веры мы вместе создадим в России новую сильную партию – партию свободы, партию демократии, партию человека, партию для России.