Откат нормальный


Такие ошибки не редкость. В июне 2000 г. Госкомстат объявил, что за I квартал тайваньские инвесторы вложили в экономику России $2,582 млрд – 52,3% полученных страной за три месяца инвестиций. Через день выяснилось, что Магнитогорский меткомбинат предоставил челябинскому облкомитету по статистике неверные данные. В сентябре 2001 г. правительство опубликовало постановление, вдвое повысившее пошлины на подержанные иномарки и примерно в полтора раза снизившее их для новых. Несколько дней спустя аппарат правительства разъяснил, что имела место компьютерная ошибка. Двумя годами позже правительство проводило тендер на управление аэропортом “Шереметьево” и в конкурсных условиях указало, что размер активов претендента должен быть заверен аудиторами “большой четверки”. Но в их перечне не оказалось компании Deloitte, которую по ошибке заменила юридическая фирма Baker & McKenzie. Эта оплошность, потом исправленная, не позволяла участвовать в тендере конкурентам “Альфа-Эко” и НРБ – АФК “Система”, “Аэрофлоту” и “Ист Лайн”.

Публикации “Ведомостей” были основаны на оказавшемся в распоряжении газеты “Перечне и объемах поставок в 2006 г. продукции для федеральных государственных нужд”, разработанном Минэкономразвития (МЭРТ). По некоторым позициям в документе были приведены не только годовые затраты, но и число единиц продукции. Поделив одно на другое, можно было получить среднюю цену: в частности, выходило, что в 2005 г. один компьютер, закупленный для федеральных госнужд, в среднем обошелся в 149 260 руб., а легковой автомобиль – в $176 960.

В среду МЭРТ опубликовало на своем сайте и “Перечень”, и рассчитанные на его основе цены. Они оказались на порядок ниже (см. таблицу).

Заместитель начальника пресс-службы МЭРТ Галина Воронченкова отказалась объяснить, как на основании одного и того же перечня могли получиться разные цифры: “Поскольку вы получили документ не от нас, отвечать за него мы не можем”. “Мы действительно направили в правительство такой перечень, – рассказала она. – И никаких нареканий он не вызвал”. Сотрудник МЭРТ, пожелавший остаться неназванным, объяснил, что во всех таблицах переданного в правительство документа “съехала строчка”. И в строке “Мониторы”, например, оказалось проставлено число принтеров. Отсюда возникла ошибка в расчетах.

Новые, “правильные”, цифры МЭРТ тоже вызывают удивление экспертов. Директор российского сборщика компьютеров “К-Системс” (восемь лет участвует в госконкурсах) Эдуард Воронецкий полагает, что “цены завышены в разы”: “Если сейчас в рознице средняя цена компьютера – $700, то при поставках госсектору она редко выше $400”.

Но точно оценить, насколько завышены цены, статистика не позволяет. Ведь в графу “Автомобили легковые” на равных включаются как дешевые “ВАЗы”, так и дорогие иномарки. А в графу “Компьютеры” – системные блоки, серверы и ноутбуки. Чего именно и сколько было закуплено, в МЭРТ не знают – они, по словам чиновника министерства, получают данные в обобщенном виде.

Нормативные акты по госзакупкам обязывают чиновников публиковать как стартовые предложения, так и информацию о заключенных договорах. Но, во-первых, это не всегда исполняется, а во-вторых, данные, как правило, неполные (марка продукции то указывается, то нет и т. п.). “Собирать информацию приходится по крупицам”, – отмечает Кирилл Кузнецов, руководитель портала Tendery.ru. Существующая статистика не позволяет проверить адекватность цен, замечает Василий Ермаков, ведущий эксперт Института госзакупок Российской академии госслужбы.

Участники компьютерного рынка, опрошенные “Ведомостями”, оценивают размер откатов в 10–15%. Эту цифру косвенно подтверждает и само государство: в четверг министр экономразвития Герман Греф заявил, что новый закон о госзакупках позволит добиться примерно 10%-ной экономии.