Дожить до 100 млн тонн


“Русснефть” – наиболее динамично развивающаяся нефтяная компания в стране. Начав три года назад практически с нуля, Гуцериев смог вывести ее в первую десятку по отрасли. Он сделал это путем скупки небольших добывающих предприятий в Ханты-Мансийском округе, Томской области и Поволжье. По данным компании, это обошлось ей в $2 млрд. Финансовую поддержку “Русснефти” оказывал международный трейдер Glencore, за что получил от Гуцериева доли в некоторых приобретенных активах.

На вчерашней пресс-конференции Гуцериев объявил о стратегической цели компании – довести добычу до 100 млн т нефти в год. Он пояснил “Ведомостям”, что в России “Русснефть” будет добывать 25 млн т. “Это точно, я уже знаю, как и за счет чего. У меня расписан план и деньги под это есть”, – говорит Гуцериев. Объемы добычи сверх 25 млн т будут наращиваться за счет зарубежных проектов. “В Мавритании планируем получить 3 млн т, в Йемене – 3 млн, в Ливии – 5 млн – уже 11 млн. Ирак откроется, Иран, Казахстан, Алжир. Это длинная программа. Я не сказал – выйду на 100 млн, я сказал, что до 100 млн т создам компанию”, – уточнил Гуцериев, добавив, что создавать корпорацию намерен “всю жизнь”. Говоря о средствах, на которые планирует увеличивать добычу, он упомянул, в частности, недавно размещенный выпуск внутренних облигаций на 7 млрд руб. и сообщил, что сейчас “Русснефть” ведет подготовку выпуска евробондов на $500 млн, который планирует разместить “весной-летом” в Лондоне.

Аналитик инвесткомпании “FIM Секьюритиз” Дмитрий Царегородцев в планах Гуцериева не видит ничего невозможного, но отмечает, что в России резервы роста ограниченны. “Разве что начнется открытая распродажа ЮКОСа”, – оговаривается он. Директор аналитического департамента ИГ “Атон” Стивен Дашевский тоже считает, что довести российскую добычу до 25 млн т только за счет скупки мелких независимых компаний “Русснефти” будет крайне сложно – для этого надо приобрести около половины таких компаний. Задача может быть решена при условии хотя бы одного крупного приобретения. По мнению Дашевского, им может стать “Удмуртнефть” с добычей 5,7 млн т, о возможной продаже которой уже заявляла ТНК-ВР.

А Валерий Нестеров из “Тройки Диалог” в реальности планов Гуцериева сомневается. По его оценке, если бы было возможно нарастить добычу до 100 млн т в России, это обошлось бы примерно в $40 млрд. “Но приобретать придется за рубежом, а это в два-три раза дороже”, – говорит Нестеров. Эксперт не исключает, что заявление Гуцериева – пиар-ход в рамках подготовки к IPO. Представитель крупной нефтяной компании удивлен заявлением Гуцериева: “Обычно, когда менеджмент объявляет о своих планах, указываются конкретные сроки их реализации. В данном же случае названа голая цифра”. Стоимость планов Гуцериева представитель компании оценивает в $80–120 млрд.

Трейдер, хорошо знающий Михаила Гуцериева, полагает, что глава “Русснефти” преувеличивает свои возможности. “Максимум, чего может добиться “Русснефть”, – это 30–40 млн т нефти в год”, – говорит он. И напоминает, что Гуцериев всегда был склонен к громким заявлениям.