Музыкальное дело


Недовольство прокуратуры вызвала политика звукозаписывающих компаний в области цен на цифровые аудиозаписи, загружаемые через Интернет. Одним из поводов к расследованию стал недавний конфликт между грандами отрасли и компанией Apple Computer. По мнению представителей отрасли, цена $0,99 за одну запись, установленная в онлайновом магазине Apple iTunes, слишком занижена. Apple, в свою очередь, настаивает на сохранении этой цены.

Корпорации Warner Music Group и Sony BMG (совместное предприятие Sony и Bertelsmann) подтвердили, что получили прокурорские повестки. “Мы намерены оказывать следствию всемерное содействие”, – заявил представитель Warner. Представители Sony BMG также заявили о своей готовности к сотрудничеству. Источник, близкий к компании Universal Music Group (подразделение Vivendi Universal), сообщил, что эта компания тоже получила повестку. Представительница еще одного гранда отрасли, EMI Group, сказала, что ей о повестке ничего не известно.

“Начало данного расследования вряд ли стало для кого-то неожиданностью, – говорит Джонатан Поттер, директор Ассоциации цифрового медиа (DiMA). – Входящие в нашу ассоциацию музыкальные онлайновые службы давно выражали озабоченность попытками музыкальных корпораций поднять цены вопреки рыночным условиям”.

Онлайновые службы вроде Apple iTunes, как правило, предлагают аудиозаписи по цене порядка около $0,99 за композицию, а некоторые – например, Wal-Mart Stores – чуть дешевле. Музыкальные издатели продают те же самые записи по еще более низким ценам – $0,67–0,82. Но в последнее время крупные музыкальные корпорации настаивают на дифференцированном подходе: по их мнению, новые хиты должны стоить более $1, а старые записи могут быть и дешевле. В свою очередь гендиректор Apple Стив Джобс заявляет, что все цены должны оставаться на уровне $0,99, поскольку это является необходимым условием формирования рынка. В сентябре Джобс публично упрекнул в жадности студии звукозаписи, требующие повышения цен.

Прокуратура Нью-Йорка уже год ведет проверку взаимоотношений между крупнейшими студиями звукозаписи и радиостанциями. Следователи подозревают, что Sony BMG, EMI, Warner Music и Universal Music пытаются оказать незаконное влияние на репертуарную политику радиостанций. В этом году Sony BMG уже была вынуждена признать нарушения и заплатить $10 млн для урегулирования антимонопольного иска. Warner, чья доля рынка вдвое меньше, чем у Sony BMG, уладила аналогичные претензии за $5 млн.

По оценке аналитиков из Nielsen SoundScan, за 2005 г. Apple и другие владельцы онлайновых музыкальных магазинов продали более 315 млн записей, тогда как за 2004 г. было продано всего 127 млн записей. (WSJ, 24.12.2005, Александр Силонов)