ЦИФРА НЕДЕЛИ: 4 года. Условное правосудие


Бывший председатель РФФИ Владимир Малин виновен по всем статьям – такое решение вчера принял Замоскворецкий суд Москвы. И приговорил виновного в коммерческом подкупе и превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий к четырем годам лишения свободы. Условно. “Значит, в этот раз без экстрима” – так среагировал на новость один из знакомых осужденного.

Обвинение было явно разочаровано: просили-то семь лет заключения. Но, как недавно пошутил президент Путин, “советский суд – самый гуманный суд в мире”. Например, вчера же китайский суд вынес приговор их министру-взяточнику – пожизненное заключение. От смерти его спасло раскаяние и возврат денег: с 1996 по 2003 г. Тянь Фэншань сумел собрать примерно $540 млн, но потратить их не смог. Малин каяться не стал – он твердо отрицал свою вину и вообще отказывался понимать, в чем ее увидела прокуратура. Пытался в рамках своих полномочий взыскать ущерб с покупателей акций “Апатита”, пока не истек срок исковой давности, – так, оказывается, взыскал мало, т. е. превысил полномочия (видимо, надо было согласовывать сумму возмещения с прокуратурой) и причинил тяжкие последствия. А еще он не выполнил рекомендации Счетной палаты вернуть Мурманскому порту причал, утраченный аж за четыре года до того, как Малин возглавил совет директоров порта. И вот за это, согласился с обвинением суд, чиновник получил деньги через жену (у нее был совместный с братом бизнес в Мурманской области), его знакомая получила “Мерседес”, а родители купили коттеджи в Подмосковье (см. статью на стр. А2). Получается коммерческий подкуп.

Из высших госчиновников подобные обвинения предъявлялись только бывшему министру юстиции Валентину Ковалеву. Тот еще со времени работы в парламенте распоряжался неким Фондом общественной защиты гражданских прав, средства в который вносили бизнесмены, желающие “решить проблемы” с правоохранительными органами. А главным аргументом в деле против министра стали показания Романа Лискина, давшего Ковалеву взятку в $40 000 за назначение советником министра (Лискин тогда был в розыске). Подтвердил этот рассказ в суде и помощник Ковалева, передававший от Лискина деньги, которые министр вроде обещал “оприходовать в фонд”, но так этого и не сделал. Деньги, пачки стодолларовых банкнот, передавались из рук в руки прямо в кабинетах Министерства юстиции. Бывший министр, советник юстиции и почетный юрист вины за собой не признал и каяться не стал. Приговор – девять лет лишения свободы. Условно.

Убедительность обвинения в обоих случаях заметно различается, но результат, по сути, одинаков – признав-таки вину коррупционеров, суд оставляет их на свободе. Не стал Басманный суд сажать за решетку и сына бывшего главы ГУВД Московской области, виновного в вымогательстве, мошенничестве, разбое и т. д. Разбойник получил в 2001 г. 10 лет условно. Некоторым везет с “басманным” правосудием.