Из тени в свет


А по рентабельности агрохимики в этом году обскакали даже нефтяников и металлургов. Средняя норма рентабельности по EBITDA для этого сектора, по подсчетам Марины Алексеенковой из “Ренессанс Капитала”, – 30–35%. В нефтяной и металлургической отраслях этот показатель – 27% и 29% соответственно, говорит аналитик Газпромбанка Михаил Зак. В отличие от тех же нефтяников и металлургов владельцы химических предприятий только в этом году начали платить высокие дивиденды. Рекордсменом стал “Уралкалий”. Он перечислил акционерам почти 100% чистой прибыли за девять месяцев – более $180 млн. Входящие в “Акрон” предприятия направили на выплату промежуточных дивидендов от 29% до 48% прибыли. Меткомбинаты отдают акционерам около 20% от чистой прибыли, нефтяные – около 10%.

Журнал Forbes в списке богатейших людей России поставил на 38-е место владельца “Уралкалия” Дмитрия Рыболовлева (состояние – $750 млн), на 51-е – владельца “Акрона” Вячеслава Кантора ($540 млн), на 65-е – владельца “Фосагро” Андрея Гурьева ($450 млн). Получение сверхдоходов химикам гарантируют дешевое сырье – газ – и рост цен на продукцию. В России 1000 куб. м газа стоит $38, в Европе – $200–250. Цены на химическую продукцию за 10 месяцев, по данным Росстата, выросли на 14,5%. По итогам года экспортная выручка химиков, по прогнозам Минпромэнерго, составит $10,5 млрд против $9,9 млрд годом ранее.

Химики отказываются от трансфертного ценообразования, показывают все больше реальной прибыли, поэтому темпы ее роста впечатляют, говорит аналитик UBS Securities Марина Андронова. Чистая прибыль “Акрона” за девять месяцев выросла втрое, прибыль “Уралкалия” по итогам года вырастет вдвое.

В результате свои взоры к химическому сектору обратили инвесторы. В 2005 г. предприятия отрасли вошли в число лидеров по темпам роста рыночной стоимости. Капитализация новгородского “Акрона” увеличилась в 3,1 раза до $1,3 млрд, “Сильвинита” – в 4 раза до $1,6 млрд. Рыночная стоимость “Салаватнефтеоргсинтеза” выросла с $280 млн до $1 млрд.

Химические предприятия в последние годы практически не меняли собственников. “Химический бизнес переделен, владельцы не хотят из него уходить, но дальше сидеть в тени они не смогут, – считает Максим Иванов из “ЦентрИнвест Груп”. – Подчиняясь общей тенденции, в ближайшие годы крупнейшие предприятия будут проводить IPO, в этом году они, по сути, начали подготовку к тому, чтобы становиться публичными”. По его мнению, дебютировать на западных биржах будут “Акрон” и “Сибур Русские шины”. Частью акций собственники могут поделиться и с крупными иностранными игроками. В этом году они проложили путь на российский рынок – норвежская Yara купила 30% акций россошанских “Минудобрений”.