Отмороженные цены


С начала года цифры на бензоколонках менялись едва ли не ежедневно. В январе средняя розничная цена по России на Аи-92 составляла 14,27 руб. за литр, а в сентябре он стоил уже 16,24 руб. За литр Аи-95 в январе нужно было заплатить в среднем 15,4 руб., а в сентябре – 17,44 руб. Возмущенные потребители требовали от государства вмешаться, и испуганные чиновники пошли им навстречу. В сентябре министр промышленности и энергетики Виктор Христенко собрал у себя руководителей крупнейших нефтяных компаний – “Лукойла”, ТНК-BP, “Роснефти”, “Сибнефти”, “Сургутнефтегаза” и “Татнефти”. И нефтяники пообещали ему, что до конца года цены на бензин не будут повышаться.

Мораторий не был оформлен официально. “Это была устная договоренность”, – говорит сотрудник Минпромэнерго и добавляет, что речь не идет о госрегулировании. Летом регулировать цены на нефтепродукты на Украине попыталась Юлия Тимошенко. Но нефтяники закрыли часть НПЗ, и в стране образовался дефицит топлива. И хотя в России до этого не дошло, согласно опросу ROMIR Monitoring рост цен на бензин москвичи назвали самым негативным событием 2005 г. Ему уступили нападение на Нальчик и угроза птичьего гриппа.

Нефтяники слово сдержали, но только выиграли от этого. “Цены были заморожены на пике, сразу после которого мировые цены на нефть стали снижаться”, – отмечает аналитик информационно-аналитического центра “Кортес” Людмила Лурье. Но мораторий не устранил причину роста цен на бензин, поэтому в 2006 г. котировки наверняка продолжат рост. “Мы все ошиблись <...> заморозили цену, чтобы правительство успело до 1 января исправить ситуацию. Но это не помогло. Все уже объявили о повышении цен – на транспорт, ЖКХ, энергетику – на 11–12%. Это скажется и на бензине. В первые месяцы нового года он вряд ли подорожает. А потом – да”, – сказал президент “Лукойла” Вагит Алекперов в интервью газете “Аргументы и факты”.

Лурье ждет, что в январе – феврале цены вырастут максимум на 2%, но к концу февраля бензин начнет дорожать из-за сезонного увеличения спроса, уверена она. Одной из важнейших причин роста цен на нефтепродукты эксперт называет привязку экспортной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) к мировой цене на нефть. “Фактическая привязка внутренних цен на нефть к мировым, которые достигали $70 за баррель, делали сырье для нефтепереработки более дорогим”, – поясняет она. По подсчетам Лурье, в стоимости бензина около 70% приходится на налоги. Кроме того, у нефтяников нет стимула модернизировать нефтепереработку. Увеличивает цену и монопольное положение нефтяных компаний в отдельных регионах, добавляет президент Института энергетической политики Владимир Милов. “В России самая большая розничная маржа в Европе, на уровне 33–35%. Нефтяники повышают цены, исходя из роста покупательских возможностей потребителей, а фактор сезонности используется, чтобы оправдать повышение”, – резюмирует он.

В новом году чиновники обещают помочь нефтяникам. Правительство планирует ввести “налоговые каникулы” по НДПИ для новых месторождений и понижать коэффициенты по этому налогу для выработанных месторождений. Минпромэнерго также предлагает уменьшить ставки акцизов для более качественного топлива. А по словам представителя этого ведомства, для увеличения инвестиций в нефтепереработку с 1 января принято решение отменить пошлины на ввоз соответствующего оборудования.