Ритейлорам становится тесно


По словам президента Гильдии управляющих девелоперов и управляющего партнера компании “АйБи Групп” Юрия Борисова, в этом году сетевые операторы увеличили число крупных торговых комплексов примерно на 20 объектов, а инвестиции в их строительство и оборудование составили около $420 млн. Всего в этом году сетевыми операторами было введено около 280 000 кв. м, из которых на продуктовые гипермаркеты пришлось около 124 000 кв. м (в 2003 и 2004 гг. – 114 000 и 78 000 кв. м соответственно). Так, сеть “О’кей” в этом году успела открыть только один гипермаркет, но в 2006 г. планирует дополнить ее еще семью объектами. Два гипермаркета под маркой “Рамстор” открыла компания “Рамэнка”, а немецкая сеть Metro Cash & Carry – третий в Санкт-Петербурге торговый центр на Пулковском шоссе. “Лента” открыла четыре магазина, расширив сеть до девяти объектов. Кроме того, в 2005 г. на петербургский рынок вышли два новых московских игрока: сеть “Седьмой континент”, купившая два помещения стоимостью $35 млн для размещения гипермаркетов, и холдинг “Марта”, который осенью открыл свой первый супермаркет под брэндом Grossmart.

Сетевые компании расширяли свое присутствие на петербургском рынке и через поглощение более мелких сетей. Весной “Перекресток” приобрел три магазина сети “Далпорт Сити”. С учетом этой покупки сеть “Перекресток” увеличилась с четырех до 10 точек. Самой масштабной сделкой прошлого года стала покупка “Пятерочкой” 18 магазинов “Народная копейка всегда” за $60,8 млн.

В результате бурного роста сетей увеличилась доля рынка, которую занимает торговля данных форматов. К середине 2005 г. на сетевую розницу и гипермаркеты приходилось, по оценке председателя КЭРППиТ Владимира Бланка, порядка 40% от общего объема розничной торговли. В ближайшие 1,5–2 года он прогнозирует увеличение доли сетей до 55–60%. Остальные 40% будут в равных долях распределены между рынками и магазинами в формате “у дома”.

А по оценке аналитика ОФГ Алексея Кривошапко, доля сетевого ритейла в Петербурге уже перевалила за 60%. К примеру, в Москве, говорит он, по итогам 2005 г. сети займут около 25% розницы, а долю в 53% консолидируют только к 2010 г. “Такой концентрации сетей, как в Петербурге, больше нет нигде в России, – считает Кривошапко, – однако это скорее не признак высокого уровня развития сетей, а показатель узости рынка”.

Директор петербургского филиала сети “Перекресток” Александр Скоболев говорит, что товарооборот растет у всех игроков в основном за счет продолжающегося сокращения доли несетевых магазинов.

По словам Кривошапко, показатели большинства сетей растут, средний чек за первые 10 месяцев этого года увеличился на 10%.

А вот “Пятерочке” радикальное увеличение сети принесло проблемы. Крупнейшая российская сеть дискаунтеров в декабре неожиданно снизила прогноз по выручке без НДС в 2005 г. с $1,595 млрд до $1,3–1,35 млрд, объяснив это обострившейся конкуренцией на петербургском рынке.

Управляющий сетью магазинов “Пятерочка” Олег Высоцкий отмечает, что за этот год сеть открыла в Петербурге около 50 новых магазинов и успела провести ребрэндинг приобретенных магазинов “Копейка”. “Команда сконцентрировалась на этой задаче, несколько упустив фокус текущих операций, – говорит Высоцкий. – К тому же некоторое недовыполнение плана произошло из-за переноса части поглощений с сентября на декабрь”. Сейчас, по его словам, компания работает над рестайлингом магазинов, а также занялась ассортиментом, увеличив количество позиций с 3000 до 4500, добавив товары более высокого класса и увеличив долю непродуктовых товаров.

“Возможно, такой формат, как дискаунтер, по мере насыщения рынка частично теряет свою актуальность – покупателям хочется чего-то большего, нежели выбор из 4000–4500 самых необходимых товаров”, – предполагает PR-директор холдинга “Марта” Евгений Сухарников.

Другие игроки считают 2005 г. успешным для себя. Гендиректор сети “О’кей” Игорь Макаров говорит, что прошедший год не разочаровал, но и не стал революционным для ритейла. На рынке по-прежнему остается пространство для роста, уверен Макаров. Такого же мнения придерживается Скоболев из “Перекрестка”.

Это подтверждают и планы ритейлоров на следующий год. “О’кей” запланировала открыть семь гипермаркетов. Два торговых центра появится у “Ленты”. “Марта” намерена пополнить свою петербургскую сеть еще 5–7 магазинами под марками Grossmart и Billa.