ВЕКТОР


Закон сработал

До последнего времени в отношениях между строителями и частными инвесторами тон задавали первые, и результат зависел только от их добропорядочности. Она нашлась не у всех – к концу уходящего года руководители нескольких строительных компаний стали фигурантами уголовных дел, а обманутые соинвесторы превратились чуть ли не в общественное движение. Правительство, разглядев заранее опасность, попыталось защитить частных лиц законом “О долевом участии в строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости”. По нему застройщик может заключать договоры долевого строительства и собирать деньги у людей только после получения всех разрешительных документов на строительство. Но и все финансовые риски по закону достались застройщику и кредитующим его банкам.

В итоге закон оказалось проще обойти, чем выполнить. Работать по-новому согласились единицы, большинство же строителей нашли новые юридические схемы оформления сделок с жильем, что только увеличило риски частников. Банки тоже не захотели рисковать и перестали выдавать кредиты под залог инвестиционных контрактов. То есть у мелких застройщиков не осталось другого выхода, как всерую собирать деньги с населения, а для крупных цена привлеченных денег просто стала выше.

Многие компании уже замораживают объекты, а другие ищут соинвесторов в лице крупных компаний. Крупные игроки, не скрывая, ждут ухода “мелочи” со строительного рынка. А депутаты планируют поправлять закон уже в наступающем году. Но независимые эксперты рынка недвижимости утверждают, что предложение новостроек в 2005 г. сократилось до 30%, а жилье подорожало на 20–25%.

Малороссийский рынок

Мода на инвестиции в Украину в этом году была переменчивой. Вначале оранжевая революция подогрела интерес к стране со стороны российских металлургов. “Северсталь” и “Евраз” еще в 2004 г. пытались купить крупнейший металлургический комбинат Украины – “Криворожсталь”. Но тогда иностранцев к торгам не допустили, и предприятие досталось за $800 млн зятю экс-президента Украины Виктору Пинчуку и его партнеру Ринату Ахметову. Приход к власти команды Виктора Ющенко вселил новую надежду в сердца российских металлургов. А акционеры “Евраза” и “Реновы” попытались приобрести у того же Пинчука Никопольский завод ферросплавов (НЗФ). Об интересе к украинскому сырью заявили также представители “Мечела” и Магнитки, а Алишер Усманов предложил владельцам Ингулецкого и Северного ГОКов объединить активы.

Из-за повышенного интереса магнатов к Украине свои представительства в Киеве начали открывать известные инвесткомпании и юридические фирмы. Но оказалось, что украинским властям не очень-то нужны российские инвесторы. Первым о притеснении россиян стал говорить владелец НРК Александр Лебедев. “Евраз” и “Северсталь” не пошли на повторное участие в торгах по “Криворожстали”, поскольку условия продажи стали не в пример жестче, и комбинат купила Mittal Steel за $5 млрд. Сделка по НЗФ сорвалась из-за решения суда о деприватизации завода. Если так пойдет и дальше, то мода на Украину вообще может пройти. Правда, пока ее поддерживают финансисты: Внешторгбанк к концу года все-таки приобрел украинский банк “Мрия”.