Заразительный пример


В июле 2005 г. докеры трех стивидорных компаний, находящихся под управлением ОАО “Морской порт Санкт-Петербург”, провели предупредительную забастовку, которая к концу месяца плавно перешла в “итальянскую” (работники строго выполняют нормы, отказываясь от сверхурочных работ). Как пояснил председатель портового комитета российского профсоюза докеров Александр Моисеенко, летом пришло время перезаключать коллективный договор и администрация предложила рабочим менее выгодные условия. Докеры требовали повышения зарплаты на 30%, а также ее регулярной индексации. Весь сентябрь они ежедневно останавливали работу на час-полтора. Забастовка, из-за которой порт, по оценке его гендиректора Сергея Челядина, недосчитался $2–3 млн, прекратилась только в конце сентября, после того как профком и администрация договорились о разработке системы индексации зарплат. Однако Моисеенко уверяет, что забастовка лишь приостановлена, переговоры планируется закончить в январе.

Докеры выиграли забастовку, несмотря на то что их зарплаты не повышены, говорит аналитик, знакомый с ситуацией в порту. Рабочие почувствовали свою силу, так что смогут и впредь прибегать к таким мерам, полагает он.

Докеры Морпорта уже имели опыт забастовок. Летом 2004 г. они провели двухмесячную “итальянскую” забастовку, требуя повысить им зарплату на 40%. В середине сентября менеджмент порта подписал с докерами соглашение, согласно которому обязался предоставлять им объем работ, достаточный для того, чтобы средняя зарплата не уменьшалась. Если работа предоставлена не будет, менеджмент обязался доплачивать рабочим. Средняя зарплата докера – 24 000–26 000 руб.

После этого серьезных забастовок в петербургских компаниях не было. Но на этот раз пример докеров оказался заразительным. С 10 по 14 ноября провели забастовку экипажи буксиров ЗАО “Портофлот” с требованием увеличить зарплату на 30%. К этим действиям их побудил успех докеров, говорит председатель петербургского профсоюза работников водного транспорта Геннадий Зайцев. Администрация “Портофлота” наотрез отказалась выполнить их требования. Для компаний повышение зарплат портовых рабочих очень болезненно, поскольку на них и так приходится 40–50% общих расходов, поясняет аналитик.

Не побоялись бастовать и рабочие одного из самых благополучных предприятий Ленобласти – всеволожского завода “Форд Мотор Компани”. Они хотят увеличения зарплаты на 30%, а также выдачи 13-й зарплаты. “Форд Мотор Компани” тоже не спешил выполнять требования рабочих. Однако однодневная предупредительная и недельная “итальянская” забастовки, которые сотрудники автосборочного предприятия провели осенью, принесли свои плоды – администрация начала согласовывать с профсоюзом систему начисления зарплат и премий, а также распределения средств фонда соцстрахования. Из-за забастовок с конвейера “Форда” сошло на 100 автомобилей меньше, чем планировалось, а убытки компании, по оценке аналитика ОФГ Елены Сахновой, составили $1,2 млн. Председатель профкома “Форд Мотор Компани” Алексей Этманов говорит, что рабочие собираются продолжать борьбу. Их выступления вызваны планами завода увеличить объем производства с нынешних 35 000 до 60 000 машин без увеличения оплаты труда, пояснил он.

“Сотрудники “Форда” не боятся бастовать, потому что в Петербурге и Ленобласти много промышленных предприятий и у рабочих нет опасения остаться не у дел”, – говорит председатель Объединения профсоюзов России Сергей Храмов.

Рабочие машиностроительных предприятий чаще других чувствуют себя ущемленными на рынке труда, добавляет Сахнова из ОФГ. По ее словам, средняя зарплата на российских автосборочных производствах составляет около $350, тогда как в нефтяных компаниях она достигает $1000. Это неравенство и толкает к забастовкам, полагает аналитик. По данным городской администрации, на заводе “Форд” рабочие получают около 15 000 руб. в месяц при средней зарплате в Петербурге около 10 000 руб. Однако “синие воротнички” на других предприятиях с иностранным капиталом получают от $400 до $1000. Поводы для выступлений у машиностроителей останутся и в будущем, полагает Сахнова: нынешняя рентабельность таких производств не позволяет серьезно увеличивать зарплаты. Доля машиностроения и металлообработки в объеме промышленного производства области, по данным администрации, достигает 35%.

Храмов тоже не исключает, что примеру “Форда” могут последовать другие машиностроительные предприятия региона. По его словам, профсоюзные ячейки уже создаются на заводах Scania в Петербурге и Caterpillar в Ленобласти. В этих компаниях отказались от комментариев.