37 000 мертвых душ


С 1 января общественные объединения, претендующие на статус политической партии, обязаны иметь в своих рядах не менее 50 000 членов (до сих пор эта цифра составляла 10 000). Кроме того, как минимум в половине регионов страны отделения должны насчитывать не меньше 500 человек. Соответствующие изменения в закон “О политических партиях” были внесены еще в декабре 2004 г. – у партий был год, чтобы подготовиться. Как сообщили “Ведомостям” в Федеральной регистрационной службе (Росрегистрации), до конца января здесь рассчитывают получить от партий сведения об их численности на начало года, а к июлю подтвердить или опровергнуть эти данные по результатам проверок.

Сейчас, по словам начальника управления Росрегистрации по делам политических партий, общественных и религиозных организаций Алексея Жафярова, завершается проверка численности региональных отделений четырех парламентских партий: “Единой России”, ЛДПР, КПРФ и “Родины”. “У нас нет серьезных сомнений в том, что эти партии соответствуют требованиям, которые предъявляются к политическим партиям”, – отмечает Жафяров. Кроме того, по закону эти партии не могут быть вычеркнуты из реестра до окончания полномочий Госдумы нынешнего созыва. Поэтому их постарались заранее исключить из графика проверок, который будет чрезвычайно напряженным: за полгода предстоит пересчитать ряды более чем 30 партий, которые числятся в реестре. В расписании проверок на январь – февраль значатся Партия пенсионеров, РКРП, “Единение” и “Яблоко”.

Процесс уже пошел. “В некоторых регионах, например в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, территориальные управления Росрегистрации уже запросили реестры у отделений нашей партии, – говорит зампред “Яблока” Сергей Митрохин, – но основную массу проверок мы ожидаем в феврале – марте”. По его словам, партия всерьез готовится к этим мероприятиям: чтобы обезопасить себя от “придирок” со стороны чиновников, в “Яблоке” даже готовы несколько занизить реальную численность, которая составляет сегодня около 80 000 человек, – для “чистоты ее подтверждения”.

Подобными мерами предосторожности не пренебрегли даже в “Единой России”: по словам руководителя исполкома “Единой России” Андрея Воробьева, в партии заблаговременно, еще летом 2005 г., занялись выявлением “мертвых душ”. В результате ее численность сократилась на 37 904 человека. Зато в ходе проверки у партии, по словам Воробьева, проблем не возникло. “Сложности были скорее технического характера, – говорит Воробьев. – Заявления о вступлении в партию хранятся в Москве. И сотрудникам аппарата пришлось передавать оригиналы во все регионы, как того требовали в региональных отделениях службы Росрегистрации”.

Коммунисты также сетуют на излишнюю дотошность ревизоров. Руководитель юридической службы КПРФ Вадим Соловьев рассказывает, что лидера орловского отделения партии Владимира Хахичева сейчас пытаются привлечь к административной ответственности за отказ представить полный список членов, в то время как по закону требуется только подтвердить необходимую численность. “В некоторых регионах от нас требовали даже отчитаться по итогам народного референдума”, – говорит он. “Нас проверяют очень тщательно”, – соглашается представитель аппарата партии “Родина” Евгений Шиянов. По его словам, в разных регионах действуют по-разному: где-то рассылают партийцам письма с просьбой подтвердить членство, где-то приходят к ним домой, а где-то просто обзванивают. Но “в целом те результаты проверок, которые уже есть, нас устраивают”.

Итоги проверок станут очевидны только в следующем году: как отмечают в Росрегистрации, по закону потребовать ликвидации организаций здесь могут только с начала 2007 г. Юрий Коргунюк из фонда “Индем” считает, что сократить число партий удастся не более чем на треть: “Все предыдущие редакции закона о партиях были рассчитаны на сокращение числа участников выборов, но все работали хуже, чем ожидалось”. По его мнению, власти решают не только задачу минимизации числа участников выборов, но и тактические задачи – например, по созданию “двойников”.