Вошли во вкус


По данным Центробанка, на 1 января 2005 г. государственный внешний долг составлял $97,4 млрд, а суммарный долг банков и компаний – $108,9 млрд. Тогда частная задолженность впервые превысила государственную, напоминает аналитик ИК “Атон” Алексей Ю. А уже на 1 октября 2005 г. долг банков и компаний превысил государственный в два раза ($146,9 млрд против $72,2 млрд). В прошлом году внешний госдолг правительства существенно сократился благодаря досрочному погашению порядка $15 млрд Парижскому клубу, $3,6 млрд – Международному валютному фонду и двух выпусков еврооблигаций еще на $3,7 млрд, говорит начальник отдела анализа рынка облигаций МДМ-банка Артур Аракелян. Государственные обязательства будут снижаться и дальше, полагает он. Только на этот год запланировано досрочное погашение очередного транша в $12 млрд Парижскому клубу и погашение облигаций на сумму в $1,75 млрд.

Но государство все равно остается главным заемщиком, потому что частный долг растет благодаря заимствованиям госкомпаний и госбанков, отмечает аналитик ИБ “Траст” Николай Подгузов. По данным банка, на начало прошлого года объем долга крупнейших госпредприятий составлял около $36 млрд, а к октябрю эта цифра выросла примерно до $56 млрд. Таким образом, долг госкомпаний увеличился на 56%, а частных – меньше чем на 25%. Один только “Роснефтегаз” занял на покупку акций “Газпрома” $7,5 млрд, а сам “Газпром” на “Сибнефть” – $13,1 млрд.

Обязательства госкомпаний, которые за последние четыре года выросли впятеро, будут расти и дальше, считает Подгузов. Но если аппетиты госкомпаний ограничатся лишь финансированием инвестиций, то темпы роста заимствований уменьшатся даже с учетом таких гигантских проектов, как строительство трубопроводов “Транснефтью”, говорит аналитик. Если же государство продолжит наращивать участие в капитале крупнейших компаний не только в энергетическом секторе, но и, например, в металлургии, то объемы заимствований, по его мнению, сохранятся на уровне 2005 г. “Ведь формально использовать средства стабфонда для таких сделок нельзя, поэтому самый простой способ – покупка через госкомпании с привлечением долга”, – заключает аналитик. Впрочем, в конце прошлого года Минфин предложил ограничить внешние займы госкомпаний. По мнению чиновников ведомства, такая мера не только поможет развить банковскую систему страны, но и упростит борьбу с инфляцией. В начале года Минфин разработает принципы заимствования госкорпораций.

В любом случае нынешний уровень госдолга, который за первые девять месяцев прошлого года вырос всего на 6%, не вызывает опасений, полагают экономисты. “Сейчас весь внешний частный долг не превышает 20% ВВП, а вместе с госдолгом – 30% ВВП, и это безопасные цифры”, – говорит Алексей Ю из “Атона”. Для сравнения: в США объем госзаимствований составляет 60% ВВП. Такой же уровень долга принят в странах Евросоюза как достаточный для макроэкономической стабильности, отмечает главный экономист Объединенной финансовой группы Ярослав Лисоволик.