Керкорян знает, что нужно GM


Предложения Йорка идут вразрез с антикризисным планом GM. По нему GM в Северной Америке закроет 12 заводов, значительно сократит персонал и займется выпуском новых автомобилей. От прежних идей избавиться от брэндов Pontiac и Buick компания решила отказаться. Поэтому реакция представителей GM на слова Йорка не была однозначной. “С позицией Йорка относительно равенства жертв руководителей и рабочих нельзя не согласиться”, – говорит Фредерик Хендерсон. Однако мысль насчет избавления от Saab и Hummer не кажется финансовому директору GM разумной: “Hummer становится все более популярным брэндом на рынке в США, а Saab нам необходим для того, чтобы конкурировать в Европе с такими маркам, как Volvo, Audi, BMW и Mercedes-Benz”. (Использованы материалы WSJ и FT.)

Весь прошлый год Кирк Керкорян скупал акции GM. За год магнат через свой инвестфонд Tracinda увеличил долю в терпящем кризис автоконцерне с 3,9% до 9,9%. Участники рынка предполагали, что Керкоряна интересует прежде всего финансовое подразделение GM – GMAC, которое в отличие от материнской компании работает с прибылью. Впрочем, в конце декабря на волне слухов о скором банкротстве GM и падении стоимости ее ценных бумаг Керкорян поспешно продал 12 млн акций. Его доля в GM сократилась до 7,8%.

В декабре же появилась информация о том, что Tracinda ведет переговоры с GM о включении в состав совета директоров компании консультанта фонда и бывшего финансового директора Chrysler и IBM Джерома Йорка. Договориться тогда не удалось. А в начале года финансовый директор GM Фредерик Хендерсон заявил, что переговоры о назначении Йорка могут возобновиться в скором времени. “Все мы были бы рады, если бы Йорк присоединился к совету директоров компании”, – сказал Хендерсон во время своего выступления на Международном автосалоне в Детройте.

Решения о включении Йорка в состав совета пока не принято, но он уже заявил, что знает, как помочь GM выйти из кризиса. Он уверен, что нужно вдвое сократить размер годовых дивидендов акционерам (сейчас GM платит $2 за акцию), урезать зарплаты топ-менеджерам и рядовым сотрудникам и продать брэнды Saab и Hummer. По его мнению, эти автомобили выпускаются небольшими партиями, а GM нужно сосредоточиться на брэндах массового производства – Chevrolet, Buick, Pontiac, GMC, Cadillac и Saturn. Йорк подсчитал, что только на одном сокращении выплат акционерам GM сэкономит до $566 млн в год. Уменьшение зарплат руководству большой экономии не даст, но такая мера необходима, если GM хочет добиться уступок от профсоюза United Auto Workers по сокращению социальных выплат рабочим и увольнению 30 000 синих воротничков на заводах в США и Канаде. “На пути к оздоровлению бизнеса компании жертву должны принести как рабочие, так и менеджеры”, – заявил Йорк.