Рисунки русской живописи


Выставка в залах графики Третьяковки небольшая, но отменная. Из обширной (1600 работ) графической коллекции, переданной 100 с лишним лет назад основателем галереи Москве, отобрано для юбилейного показа две с половиной сотни первоклассных рисунков лучших русских художников. Смотреть такую выставку – удовольствие и для знатока, и для впервые пришедшего в музей школьника. Мастерское, виртуозное рисование, умение создать на листе бумаги иллюзию реальности всегда восхищало зрителей, а в наше время, когда навык владения карандашом и акварельной кисточкой давно перестал считаться художнической доблестью, – особенно редкое.

Экспозиция начинается мемуарным залом, где собраны исторические фотографии отдела рисунка, который был открыт в галерее при жизни Павла Третьякова. При всей полезности и юбилейной оправданности такого зачина становится немного досадно, что архивные снимки заняли место, где могли бы быть показаны прекрасные рисунки русских художников от академиста Александра Лосенко до мирискусника Александра Бенуа, не минуя самых известных фамилий: Брюллов, Перов, Крамской, Левитан, Васнецов, Шишкин.

Выставка эта хороша еще и особенным эффектом смешения хорошо известного и редко показываемого. Вроде всех ее героев знаешь давно, а все же видишь что-то совсем новое. Рассматривать, например, серию сепий Павла Федотова, в мелких деталях изображающих жизнь купечества и обедневшего дворянства, все равно что впервые увидеть его “Сватовство майора” или “Завтрак аристократа” – те же герои и темы, но новые сюжеты. Федор Толстой представлен на выставке лучшими и знаменитыми своими акварелями, где скромная веточка красной смородины изображена с полным совершенным изяществом, а капля воды выписана так натурально, что ее наивно хочется тут же промокнуть. Но уже трудно вспомнить, когда видел эти толстовские “обманки” живьем, а не в репродукциях.

Конечно, восхищаться показанным на выставке – солнечными акварелями Карла Брюллова, например, или аккуратными эскизами Виктора Васнецова к росписи Владимирского собора так же наивно, как хвалить суриковскую “Боярыню Морозову”: все это классика и национальное достояние. С некоторой натяжкой можно даже сказать, что эта первая юбилейная выставка Третьяковки – род дайджеста главных разделов основной экспозиции галереи. Тут присутствуют и первые имена русского искусства, и эскизы к многим самым знаменитым его картинам – “Явление Христа народу” Александра Иванова, например, или “Чаепитие в Мытищах” Василия Перова. А выполненные в карандаше пейзажи Шишкина кажутся забавно похожими на черно-белые фотографии его же хрестоматийных пейзажей.

Графику в музеях экспонируют редко, рисунки и акварели требуют бережного хранения – им нельзя долго быть на свету. Поэтому каждая графическая выставка сама по себе уже редкость, жаль только, что нынешняя все же не такая большая, как могла бы быть.