Новый лидер


Pyaterochka Holding закончила 2005 г. с чистой выручкой (без НДС) $1,359 млрд, что на 23% больше чистых продаж в 2004 г., сообщила вчера пресс-служба компании. Это близко ко второму из прошлогодних прогнозов, выданному “Пятерочкой” в декабре, – $1,3–1,35 млрд (в сентябре сеть обещала инвесторам $1,595 млрд). Снижение прогноза тогда объяснили ростом конкуренции, особенно в Петербурге, и несостоявшимися покупками других сетей, и капитализация “Пятерочки” за день сократилась на $1 млрд, т. е. примерно на треть. Так что вчерашнее объявление не стало неожиданностью для фондового рынка, но котировки “Пятерочки” продолжили падение – до $12,25–13,6 за GDR (четыре GDR соответствуют одной акции), что близко к цене при IPO в середине мая: $13 за GDR. Агентство Reuters вчера объяснило снижение котировок продажей 2 млн GDR Pyaterochka Holding на LSE инвестиционным банком Morgan Stanley по $12,25 за расписку. “Это обычная брокерская сделка: банк продал акции одного из клиентов. Крупные пакеты на западных биржах обычно продаются с дисконтом”, – объясняет аналитик “Атона” Алексей Языков. В банке от комментариев отказались.

А вот для рынка сетевой торговли продуктами объявление “Пятерочки” означает смену лидера. Главный конкурент сети, компания “Магнит”, в меморандуме перед выпуском облигаций в конце ноября объявила, что ее чистая выручка по итогам 2005 г. должна увеличиться на 87% – до $1,6 млрд. Акционер “Магнита” вчера подтвердил “Ведомостям” эту цифру. Но главный исполнительный директор “Пятерочки” Олег Высоцкий считает, что выручку его сети надо учитывать с франчайзи – и тогда она составит около $2,1 млрд, что обеспечит “Пятерочке” уверенное лидерство.

По мнению аналитика Объединенной финансовой группы (ОФГ) Алексея Кривошапко, смена лидера действительно произошла. “Магнит”, работающий в регионах, находится в менее конкурентной среде, и его потенциальный рынок больше, чем у “Пятерочки”, объясняет Кривошапко. Акционер “Магнита” согласен с экспертом, но говорит, что увеличение конкуренции в регионах постепенно скажется и на темпах роста “Магнита”: “В этом году мы увеличили выручку более чем на 80%. Но по итогам 2006 г. рост будет где-то 40–50%”.

Примерно такие же темпы роста в 2006 г. аналитики прогнозируют и для “Пятерочки”. “К концу года выручка сети вырастет на 46%”, – говорит Языков. По его данным, приобретенные “Пятерочкой” в 2005 г. 19 франчайзинговых универсамов в Екатеринбурге и 25 магазинов московского ООО “Сетевая розничная торговля” будут консолидированы с “Пятерочками” только после 1 января, т. е. их продажи увеличат выручку 2006 г. “Большинство новых магазинов, открытых “Пятерочкой” в 2005 г., – 63 из 91 – начали работу во втором полугодии, т. е. на показатели сети они повлияют только в 2006 г.”, – говорит эксперт.

Владельцы “Пятерочки” начали развивать и еще одну сеть – гипермаркетов “Карусель”. “Карусели” планируется передать Pyaterochka Holding. По итогам 2005 г. совокупная выручка “Пятерочек” и “Каруселей” составила $2,18 млрд. А в 2006 г. оборот 15 “Каруселей” ожидается на уровне $500–600 млн.

“Рейтинг продуктовых ритейлоров уже много раз менялся, и не факт, что “Магнит” окажется первым в этом году”, – соглашается совладелец “Магнита”.