ВЕКТОР


Не у дел

Охват услугами сотовой связи в России достиг почти 80%, и потенциал дальнейшего роста абонентской базы невелик. Неудивительно, что отечественные мобильные операторы стремятся за рубеж. МТС уже приобрела компании на Украине, в Узбекистане, Туркменистане, Киргизии и Беларуси. У “Вымпелкома” есть активы на Украине, в Казахстане и Таджикистане. Один “Мегафон” пока остается в стороне: у компании есть только “дочка” в Таджикистане, обслуживающая 65 000 абонентов. Развитию “Мегафона” сильно препятствует не прекращающийся уже несколько лет конфликт между его основными акционерами – “Телекоминвестом” и “Альфа-групп”. В результате компания в отличие от конкурентов по “большой тройке” до сих пор не провела IPO и сосредоточилась на развитии на внутреннем рынке. Вчера “Интерфакс” сообщил о том, что “Мегафон” рассматривает возможность выхода на рынок Киргизии и планирует построить там сеть. Компании и впрямь стоит поспешить – дальнейшее промедление может стоить ей непоправимого отставания на постсоветском пространстве.

Гибкость не спасет

Частным компаниям, даже вполне лояльным государству, не стоит рассчитывать на крупнейшие стратегические месторождения, которые чиновники обещают вскоре раздать нефтяникам. Вице-президент крупнейшей нефтяной компании страны – “Лукойла” Леонид Федун заявил в пятницу, что аукционы на месторождения им. Требса и Титова (одни из самых лакомых среди готовых на продажу) в этом году не состоятся. Дело в том, что госкомпании, желающие получить эти участки, сейчас стеснены в средствах, объяснил Федун. Долг “Роснефти” превышает $10 млрд, а “Газпром”, объявивший о намерении стать крупной нефтяной компанией, поиздержался, купив в конце прошлого года “Сибнефть”.

Чиновники уже пообещали, что стратегические месторождения не смогут получить иностранцы и компании, принадлежащие иностранцам наполовину. Но, судя по заявлению Федуна, реально претендовать на них не смогут даже частные российские компании. “Лукойл” всегда был одной из самых лояльных властям компаний. Он без шума урегулировал налоговые претензии и первым откликнулся на призыв президента заморозить цены на бензин. “Все дело в гибкости”, – объяснял свои успехи президент компании Вагит Алекперов. Но в этот раз даже его гибкость может не помочь: слишком сильно желание госкомпаний получить оставшуюся нефть.

Без “боевой раскраски”

“Никаких преимуществ с точки зрения дорожного движения у нас, к сожалению, нет... [В России] инкассаторские машины – обычные участники дорожного движения. Преимущество одно – “боевая раскраска”. Но она скорее служит ориентиром для правоохранительных органов. Если, не дай бог, что случится – чтобы могли оказать помощь”, – рассказывал в интервью “Ведомостям” гендиректор Российского объединения инкассации Андрей Виноградов. Однако и свое единственное отличие – в виде “боевой раскраски” – перевозчикам наличности сохранить будет сложно. Дело в том, что по новым правилам дорожного движения, вступившим в силу с этого года, банковские бронеавтомобили не вошли в принятый правительством список оперативных машин, которые могут иметь “боевую раскраску”. И теперь ДОБДД требует от коммерческих банков изменить цвета и форму отличительных знаков своих инкассаторских машин. Банковская ассоциация “Россия” обратила внимание ЦБ на эту проблему, но ЦБ ответил, что она вне его компетенции. Теперь банкам придется договариваться с ДОБДД самостоятельно. Например, Сбербанк уже утвердил свои стандарты в Госавтоинспекции. А остальным какое-то время придется ездить с большими деньгами без “боевой раскраски”. Впрочем, может, так оно и лучше – инкассаторы будут привлекать меньше внимания.