Дела из архива


Расширить полномочия по контролю за правоохранительными органами хотят 15 депутатов Госдумы из разных фракций. Они подготовили поправку к закону о статусе депутата Госдумы и члена Совета Федерации, позволяющую парламентариям “знакомиться с уголовными, гражданскими и делами об административных правонарушениях, приговоры по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел”. По словам одного из авторов – “единоросса” Геннадия Гудкова, депутат имеет право как представитель народа запрашивать любую информацию, в том числе под грифом “секретно”. “Такое право мне дано законом, но, когда я хочу посмотреть, что в приговоре или решении содержится, мне объясняют, что я незаинтересованное лицо”, – жалуется Гудков.

По закону о статусе депутата он не имеет права вмешиваться в “оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную” деятельность органов дознания и суда. Войдет ли предложение Гудкова и его коллег в противоречие с этой нормой, сказать трудно, рассуждает Павел Крашенинников, председатель комитета по законодательству, куда поступила поправка. Сам он отказался выступить в качестве соавтора инициативы. “Депутаты предлагают [разрешить им получать информацию] уже после окончания расследования. Это не совсем вмешательство, хотя, конечно, периодически у депутатов такое желание возникает”, – считает он. Комитет, по словам председателя, рассмотрит поправку в феврале-марте.

По словам представителя Верховного суда Павла Одинцова, информация о значительном количестве вынесенных приговоров содержится в открытом доступе на сайтах судов вплоть до уровня судов субъекта Федерации. Полный доступ ко всем решениям судов в ВС обещают обеспечить после того, как заработает Государственная автоматизированная система “Правосудие”, создание которой предусмотрено федеральной целевой программой “Развитие судебной системы России на 2002–2006 годы”.

“Когда дела сдаются в архив, исчезают целые куски по экспертизам, отдельные выводы”, – возражает Гудков. В Генпрокуратуре комментировать инициативу депутатов наотрез отказались. В Следственном комитете при МВД сообщили, что и так информируют депутатов в ответ на их запросы в установленные сроки.

У парламентариев и сейчас достаточно полномочий, чтобы получить любые объяснения по закрытым и прекращенным делам, уверен бывший следователь по особо важным делам Генпрокуратуры, пожелавший остаться неназванным. “Прокурор обязан истребовать дело из архива и ответить депутату. Не удовлетворен его ответом, пиши следующему”, – советует он парламентариям. По словам другого следователя прокуратуры, требование депутатов насчет архивных и прекращенных дел вполне законно и не дублирует надзорные функции прокуратуры. “Если депутатам не дают информации, это проявление лени или волокиты”, – соглашается он. Адвокат Игорь Трунов приветствует желание депутатов добиться транспарентности судопроизводства. Но как сами депутаты воспользуются новыми полномочиями, он не понимает, ведь “право обжаловать вступившее в силу решение есть только у заинтересованных сторон – истцов, ответчиков и прокурора”.