Историческое насыщение


А пресс-секретарь “Мегафона” Марина Белашева считает, что о насыщении пока говорить рано. “Под Новый год – пик продаж, и наши конкуренты всегда его использовали для наращивания абонентской базы, – вспоминает она, – возможно, рынок повзрослел в 2005 г., и конкуренты начали отдавать приоритет экономической эффективности перед темпами роста абонентской базы”.

Сотовые операторы в России за декабрь 2005 г. увеличили абонентскую базу на 6,2 млн. В декабре 2004 г., по данным ACM-Consulting, абонентская база увеличилась на 8,3 млн. Прирост базы снизился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года впервые за всю историю рынка, признает аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский. Возможно, рынок вступает в фазу насыщения, предполагает он.

“Объяснение одно: насыщение”, – уверена аналитик iKS-Consulting Оксана Панкратова. Это тем более очевидно, продолжает она, что на декабрь обычно приходится годовой пик продаж. Аналитик ожидает, что 2006 год станет последним годом, когда абонентская база операторов в России будет переживать рост. А потом абонентские базы ведущих игроков выровняются, говорит Панкратова. “Это отчасти уже произошло, – добавила она, – у МТС и “Вымпелкома” практически поровну абонентов”.

Рынок вступает в стадию насыщения, признает и директор по связям с общественностью “Вымпелкома” Михаил Умаров.

Конкуренты “Вымпелкома” пока сохраняют оптимизм. Новые подключения в декабре оказались сравнимы с прошлогодними, несмотря на резко выросший уровень проникновения сотовой связи в России, радуется вице-президент по продажам и абонентскому обслуживанию МТС Михаил Шамолин. По его оценкам, рынок близок к насыщению в крупнейших городах России – Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках, но в регионах есть существенный потенциал роста.

С ней соглашается аналитик “Атона” Елена Баженова. По ее словам, в декабре МТС и “Вымпелком” отказались от агрессивных маркетинговых программ с раздачей дешевых SIM-карт, потому что активно использовали их осенью – и испортили тогда свои финансовые показатели. А в 2004 г. основная маркетинговая активность по раздуванию абонентской базы пришлась именно на декабрь, поэтому в 2005 г. операторы не смогли повторить эти результаты, вспоминает Баженова.