Первый шаг H&M


Едва утихли страсти вокруг борьбы с марочными пиратами американской сети кофеен Starbucks, как разгорелся новый спор – за брэнд шведской одежной сети Hennes & Mauritz. В сентябре прошлого года гендиректор российского ООО “Эйч-энд-Эм Интернэшнл” Борис Костырин заявил, что его компания владеет товарным знаком H&M для торговли в России и собирается продавать франшизу на эту марку. Представитель Hennes & Mauritz по связям с общественностью Аннакарин Бьорне тогда же сообщила, что H&M “обратилась к российским властям с просьбой разобраться в ситуации”.

В прошлую пятницу Бьорне рассказала “Ведомостям”, что шведская компания направила в Роспатент ходатайство запретить российской “Эйч-энд-Эм” использовать логотип H&M. По словам Бьорне, решение начать разбирательство в палате по патентным спорам связано с тем, что ритейлор “считает российский рынок потенциально интересным, хотя в данный момент никаких планов в отношении этого рынка не имеет”. Представитель Роспатента подтвердил “Ведомостям” факт подачи заявления от шведской компании, но перспективы разбирательств обсуждать отказался.

По словам Костырина, больше года стороны пытались урегулировать отношения в третейском суде (доарбитражное разбирательство; государственный суд сможет аннулировать решение третейского суда, тогда спор будет рассматривать арбитраж. – “Ведомости”), но так ни к чему и не пришли. Костырин убежден, что марка зарегистрирована законно: “Шведы настаивают, что знак H&M не использовался в течение трех лет, но не пытаются доказывать, что мы не имели права ее регистрировать”. Предприниматель утверждает, что брэнд H&M продавать не собирается, а будет открывать магазины под этой вывеской в России.

Но сотрудник российского подразделения девелоперской группы Centrum, которая сотрудничает с Hennes & Mauritz во многих странах, сообщил “Ведомостям”, что Костырин обращался к нему с просьбой выступить посредником в переговорах о продаже марки шведской компании. По мнению юриста Сергея Зуйкова, который в прошлом году предлагал американской корпорации выкупить у него марку Starbucks за $600 000, владелец H&M мог требовать от шведов до $1 млн. Сотрудник Centrum Group Russia осведомлен, что сумма была меньше $1 млн, но шведы “не согласились принципиально”. По его словам, Костырину странно рассчитывать на успех, если вспомнить, что Роспатент в конце 2005 г. в аналогичном споре за марку Starbucks признал правоту международной компании.

Выиграв дело в палате по патентным спорам, американская Starbucks спустя два месяца определилась с партнером в России, и, по информации участников рынка, готовится открыть первые кофейни уже в этом году. Hennes & Mauritz, говорят эксперты, не стала бы обращаться в Роспатент, если бы не готовилась привести в Россию свои универмаги. По мнению Владимира Лунина, совладельца магазинов Esprit, у H&M оптимальное соотношение цены (футболку там можно купить за $5–10. – “Ведомости”) и актуальности коллекций. “Единственным брэндом department store у нас когда-то был ГУМ, который сейчас работает как дорогой торговый центр, – считает Андрей Тимофеев, президент Русской торговой группы (франчайзи сетей C&A и British House). – Новых брэндов не создано, поэтому Marks & Spencer и H&M со своей идеологией будут пользоваться большим успехом у покупателей”.