“Ока” сошла с конвейера


“В 1983 г. на ВАЗ обратились представители Серпуховского мотозавода с просьбой помочь им в разработке машины для инвалидов и привезли с собой чертежи машины “Ока” с мотоциклетным двигателем. На ВАЗе конструкцию “самоходной инвалидной коляски” усовершенствовали и сконструировали дешевый народный автомобиль”, – вспоминает один из старожилов “АвтоВАЗа”. В 1987 г. “Ока” была запущена в серийное производство на Заводе малолитражных автомобилей (ЗМА) в Набережных Челнах и на Серпуховском автомобильном заводе (СеАЗ). Всего собрано 325 000 машин “Ока”, из них 31 000 – в прошлом году. Проблем со сбытом “Оки” долгое время позволял избегать госзаказ, в рамках которого, по словам сотрудника “Северсталь-Авто” (владеет ЗМА), в 2004 г. было продано около 20 000 автомобилей. Но в 2005 г. он сократился до 3000 машин, а в этом году и вовсе прекратился.

С 1 июля ЗМА прекратит сборку “Оки”, заявил вчера гендиректор “Северсталь-Авто” Вадим Швецов. В России вступает в силу стандарт экологической безопасности “Евро-2”. “Модернизировать под него “Оку” было бы нерентабельно”, – пояснил Швецов. Сейчас “Ока” стоит $3200–3800, а с двигателем “Евро-2” цена возросла бы до $4000–5000, говорит представитель “Северсталь-Авто”. Пока “Оку” продолжит собирать СеАЗ.

“Ока” пополнила модельный ряд советского автопрома, который снимается с производства. Летом 2005 г. с конвейера “Иж-Авто” сошли последняя Иж-2126 “Ода” и универсал “Фабула”. Они, как и “Ока”, были спроектированы в 1980-х гг. и продавались за треть цены недорогой иномарки (от $4700). Но выдержать конкуренцию “Ода” все равно не смогла. Ее судьбу разделил один из символов советского автопрома – заднеприводная Lada 2106 – “шестерка”. Сначала от нее отказался “АвтоВАЗ”, а с этого года – и сызранский завод “Рослада”, входящий в группу “Сок”. Та же судьба ждет и остальную “классику” “АвтоВАЗа” – Lada 2105 и 2107. Их делают около 200 000 штук в год, но в предложениях правительству говорится, что последнюю заднеприводную машину он выпустит в 2007 г. Скоро с конвейера ГАЗа будет снята и “Волга”, объявил в декабре 2005 г. владелец завода Олег Дерипаска.

На смену большинству этих машин придут иномарки, собираемые в России по лицензии. “Оку” на ЗМА заменят другие народные автомобили – Fiat Palio и Albea, разработанные в 1990-х. Их лицензионная сборка начнется в декабре этого года. Постановка этих моделей на конвейер потребует минимум $17 млн инвестиций, зато к 2008 г. ЗМА будет выпускать 30 000 Palio и Albea. По словам Швецова, если импортная Albea стоит от $11 990, то цена их российского аналога должна начинаться максимум от $10 000. “Иж-Авто” использует освободившиеся от сборки “Оды” мощности для производства Kia Spectra. В этом году завод должен собрать 25 000 Spectra стоимостью от $11 500. Лишь “АвтоВАЗ” по-прежнему рассчитывает только на свои силы. В этом году завод запускает Lada Priora, которая должна заменить старую “десятку”, а “классику” сменят абсолютно новые автомобили класса В и С, под которые будет разработана новая платформа.

Получается, что конкуренция с иномарками ведет к тому, что заводы сами переориентируются на их выпуск, отмечает аналитик ОФГ Елена Сахнова. По ее мнению, это неплохой выход. “Ведь в прошлом году было продано 857 000 иномарок – новых, подержанных и собранных в России. Российские заводы продали меньше 800 000”, – говорит Сахнова. Эта тенденция, по ее мнению, будет только усиливаться. На разработку новых моделей, каждая из которых требует инвестиций не менее $500 млн, у отечественного автопрома нет ни сил, ни денег, отмечает аналитик. Оплотом российского автопрома останется “АвтоВАЗ”, полагает Александр Жуков из “Метрополя”. “Ведь национальный автопроизводитель, по мнению государства, должен выпускать свою машину. Тем более что при достаточных инвестициях со стороны государства заводу это под силу”, – поясняет он.