ПАСЕ все-таки осудит коммунизм


Предыдущая попытка вынести проект резолюции была предпринята осенью 2005 г. при поддержке прибалтийских делегаций, добившихся включения в ее текст упоминания “оккупации” стран Балтии СССР. Тогда принять документ не удалось, но работа над текстом продолжалась. В декабре докладчик ПАСЕ по этому вопросу – шведский делегат Геран Линдблад подготовил новый проект резолюции, который вызвал серьезную озабоченность России.

В проекте документа было уделено главное внимание преступлениям советского режима, при этом особо упоминались “вторжения советской армии в несколько стран в ходе Второй мировой войны”, за которыми “систематически следовал массовый террор, аресты, депортации и убийства”. Жертвами советского террора названы Польша, Эстония, Латвия, Литва и Молдавия. Россия обвинялась в сокрытии материалов о масштабах репрессий. Проект резолюции предлагал сформировать в странах – членах Совета Европы и в самом СЕ комитеты по расследованиям преступлений коммунистов. По результатам их работы предполагалось принимать решения о компенсациях жертвам и наказании преступников.

Россия могла бы столкнуться с политическими претензиями со стороны восточноевропейских стран, считает председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев, возглавляющий российскую делегацию в ПАСЕ. Кроме того, в таком виде резолюция фактически ставила коммунизм и нацизм на одну доску, что для России неприемлемо, говорит депутат. Поэтому усилия российской делегации были направлены на выхолащивание текста резолюции: удалось снять все упоминания об СССР и свести к минимуму формулировки, где коммунизм ставится на одну доску с фашизмом. Уйти от них совсем не получилось, говорит Косачев, осталась фраза о том, что “преступления нацизма уже осуждены на международном уровне, а коммунизма – еще нет”. Единственной рекомендацией стало предложение создать экспертную группу при Совете Европы для обобщения данных о преступлениях коммунизма.

Похоронить резолюцию не удалось. “Скорее всего она получит поддержку большинства делегатов ассамблеи”, – считает Косачев. Однако ее решения не будут иметь юридических последствий, уверен другой член российской делегации, сенатор Юрий Шарандин. ПАСЕ является консультативным органом, напоминает он. Голосование за резолюцию включено в повестку завтрашнего дня заседания.

“Россия придает гораздо больше значения ПАСЕ, чем большинство европейцев, – замечает Катинка Бариш из лондонского Центра европейской реформы, – эта резолюция не может иметь никаких заметных политических последствий для России”. Не привнесет она ничего нового и в политику восточноевропейских государств в отношении России, считает эксперт.

Острее всего на предстоящее голосование в ПАСЕ отреагировали российские коммунисты. Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов назвал проект резолюции “рецидивом пещерного антикоммунизма”, а активисты его партии организовали пикетирование посольств Швеции, Франции, Азербайджана, Латвии и США. А первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников встретился с полномочным министром шведского посольства в России Ларсом Гуннаром Вигемарком. По словам Мельникова, “министр заявил, что позиция депутата Линдблада не является точкой зрения правительства Швеции”.