Переломный момент


В страховой компании “Энергогарант” проанализировали наиболее типичные причины недомоганий сотрудников офисов компаний-клиентов – банков, министерств, юридических фирм. “Больше всего рабочих часов теряется из-за вирусных заболеваний – на их долю приходится около 38% больничных листов в сезон обострения гриппа и ОРВИ”, – рассказала Наталья Клименко, директор департамента личного страхования “Энергогаранта”. На втором месте – зубная боль и походы к стоматологу (20% потерь рабочего времени). Каждый десятый пропускает работу из-за перепадов давления крови и сердечно-сосудистых заболеваний. Столько же сотрудников обращается к врачу с жалобами на боли в спине и другими проявлениями остеохондроза. 8% обратившихся страдает от желудочно-кишечных заболеваний, 6% – от гинекологических. Лишь у 1% причиной временной нетрудоспособности стала травма, полученная на рабочем месте.

Несчастные случаи в офисе происходят не так часто, как на производстве, но все же и они порой приводят к тяжелым последствиям. Об этом говорят в столичном Научно-исследовательском институте проблем охраны труда, куда работодатели обращаются за экспертизой по поводу травм, случившихся на рабочем месте. Сотрудник НИИ рассказал о происшествиях, с которыми он сталкивался в прошлом году. Секретарша несла в кабинет начальника упаковку из шести пластиковых бутылок с питьевой водой, упаковка лопнула, бутылки упали девушке на ноги, в результате – разрыв сухожилий. Другой инцидент: сотрудница стала открывать окно, и плохо закрепленная фрамуга упала на нее. С диагнозом “сотрясение мозга” она месяц провела на больничном.

Однако серьезные травмы с переломами конечностей или сотрясением мозга для московских офисов скорее экзотика. “Случаются порезы бумагой, защемление руки или ноги дверцей автомобиля, а перед Новым годом, когда сотрудники распаковывают подарки, – мелкие травмы из-за металлических пружин календарей”, – говорит врач-терапевт Ирина Соровцова, которая три раза в неделю ведет прием сотрудников компаний-клиентов в офисе страховой компании “Росно”. По ее словам, к ней в кабинет заглядывают из-за психологических травм – “после встречи с тяжелым клиентом и просят чего-нибудь успокоительного”.

“Кроме простуд, болей в спине и головных болей очень часто офисные работники жалуются на депрессии, панические атаки и другие невротические состояния, связанные со сверхнапряженной работой и непростыми отношениями внутри компаний”, – уточняет Андрей Колесников, врач общей практики поликлиники “Семейный доктор”. По его словам, из-за этих недомоганий теряются “миллионы часов” рабочего времени.

Если травма повлекла за собой потерю трудоспособности и была связана с исполнением служебных обязанностей, сотрудник может подать в суд, чтобы взыскать с работодателя компенсацию. “Работодатель, и в частности руководитель организации, несет личную административную и уголовную ответственность за несоблюдение техники безопасности и норм охраны труда”, – говорит специалист по трудовому праву Олег Шеврин. По его словам, было несколько прецедентов, когда ему удавалось помочь руководителям избежать административной ответственности. Одна из историй была связана с водителем, который взял на себя работу грузчика: он вызвался помочь разгружать бетонные блоки. “Один из них упал и придавил его”, – рассказал Шеврин. Поскольку водитель получил серьезную травму, он подал иск в прокуратуру на своего работодателя. “Однако нам удалось доказать, что сотрудник во время инцидента не выполнял свои служебные обязанности”, – замечает Шеврин.

Он напоминает, что согласно действующему законодательству работодатель несет ответственность за организацию безопасной среды внутри и вокруг офиса: нескользкие полы в помещении, борьбу с гололедом на подступах к зданию, неаварийное состояние техники. В тех случаях, когда работодатель сам организует доставку сотрудников на работу, он в ответе за них уже по дороге на работу. “Компании должны следить, чтобы в автобусах или маршрутках использовался качественный бензин”, – объясняет Шеврин. По его словам, если сотрудники будут высовываться из окон и выпадут по дороге, это уже не сфера его ответственности. “Если, конечно, он своевременно провел инструктаж касательно поездок на служебном транспорте”, – добавляет юрист.

Несколько лет назад один из сотрудников российского подразделения компании – производителя сахара Sucden попал в тяжелую аварию в Ставрополе, рассказал финансовый директор компании Глеб Тихомиров. Когда его привезли в Москву, семья сотрудника обратилась в компанию за помощью: требовались деньги на лечение, которых у семьи не было. В общей сложности Sucden тогда выплатила $30 000–40 000.

После этого случая в Sucden ввели обязательное страхование сотрудников от несчастных случаев и жизни за счет компании. Три года назад уборщица вне офиса сломала ногу, и страховая выплата составила около $10 000. Страховая сумма оказалась столь велика, что пострадавшей уборщице стали завидовать ее сослуживцы, и женщина через некоторое время уволилась.